Россияне стали на 10% беднее, чем год назад

Источник фото: AP

По заявлению минфина, российская экономика адаптировалась к цене нефти в $40 за баррель. Что это означает для экономики и как отразится на уровне жизни рядовых граждан? На эти вопросы Pravda.Ru ответил Марсель Салихов, руководитель экономического департамента института энергетики и финансов.

"Под адаптацией понимается, в первую очередь, воздействие на курс рубля. Курс, хотя и упал вслед за ценой нефти, но остается относительно стабильным. Вряд ли речь идет о каких-то других параметрах, потому что федеральный бюджет на 2016 год исходит из прогноза цены на нефть Urals в размере 50 долларов за баррель. Соответственно, если цена на нефть все-таки в следующем году в среднем за год будет 40 долларов, то будет недобор доходов и, видимо, придется так же сокращать расходы", — сказал Марсель Салихов журналисту Правды.Ру.

Минфин, добавил он, готовит для этого возможные проектировки и уже заявил о пятипроцентном секвестре. Что касается уровня жизни населения, то он в этом году существенно ухудшился, реальная заработная плата на 10% ниже, чем это было год назад. Реальная за вычетом инфляции, иными словами, даже если в номинальном выражении зарплаты выросли, то из-за того, что инфляция 15%, то в реальном выражении заработные платы снизились, и доходы населения также упали. Средний российский гражданин сейчас примерно на 10% беднее, чем год назад. И снижение реальных доходов с учетом стрессовых сценариев по цене на нефть в следующем году продолжится, российские граждане станут еще беднее.

Другая тема — насколько допустим бюджетный дефицит? У России низкий уровень госдолга, и в принципе, можно его увеличивать. Но сейчас есть уже дефицит бюджета, финансовые власти ориентированы на критерии Евросоюза, которые ограничивают дефицит бюджета тремя процентами, отметил Марсель Салихов.

"А у нас бюджет очень сильно зависит от нефтегазовых доходов, которые могут очень сильно меняться в ту или иную сторону. Доходы не стабильные, а расходы, как правило, невозможно урезать. Поэтому, если сейчас минфин пойдет на увеличение дефицита бюджета за счет наращивания госдолга, то это будет означать, что он в дальнейшем не сможет сократить эти расходы. Еще есть аргумент, связанный с тем, что государственные облигации в счет госдолга покупают в первую очередь коммерческие банки.

И эти ресурсы отвлекают от кредитования экономики. Минфин говорит о том, что если мы сейчас будем увеличивать резко и сильно госдолг, то ухудшится ситуация для корпоративных заемщиков, для бизнеса. Но если ситуация с ценами на нефть сохранится на текущих уровнях, то увеличение госдолга неизбежно, резервный фонд вероятно будет исчерпан, тогда деньги надо будет брать из Фонда национального благосостояния либо увеличивать госдолг", — рассказал Марсель Салихов в интервью Правде.Ру.