Российские транспортные суда со вчерашнего дня испытывают трудности при прохождении через проливы Босфор и Дарданеллы.
Корабли по несколько часов ждут разрешения от властей Турции, а военные суда РФ сопровождают местные боевые подлодки.
Правомерны ли действия Анкары в этой ситуации? Может ли она в одностороннем порядке закрыть Босфор для России?
На эти и другие вопросы корреспонденту Правды.Ру ответил Михаил Ненашев, председатель Общероссийского движения поддержки флота, капитан первого ранга запаса.
"Сейчас некоторая напряженность около Босфора существует. Турки и в более спокойные времена испытывали таким образом (задерживая проход судов через Босфор-прим.) свой "начальственный" уровень, поскольку, в соответствии конвенцией Монтре, суверенитет над этими проливами принадлежит Анкаре, и они свою возможность их регулировать используют иногда и во вред свободе судоходства",- пояснил ситуацию эксперт.
"Турки могут установить тот режим, который им кажется более удобным и безопасным. Но это может служить надуманным предлогом для того, чтобы препятствовать действиям нашего торгового морского флота",- добавил Михаил Ненашев.
"Думаю, что Турция понимает, что они натворили с нашим самолетом, когда погибли двое россиян. Считаю, что сейчас они остерегаются нагнетать обстановку и дальше. Конвенцию Монтре они трактуют так, как выгодно интересам турецкого правящего класса, но не выгодно взаимоотношениям Россия-Турция",- отметил он.
"Кстати, сегодня 1 декабря — день победы эскадры Нахимова над турецкой эскадрой в 1853 году. Более чем полтора века назад мы турок "приводили в чувство" тоже с помощью флота. Прошло более 150 лет, а сейчас практически та же ситуация, когда политический класс Турции пытается создавать напряженность, в том числе, используя проблему судоходства в проливах Босфор и Дарданеллы",- напомнил капитан 1-го ранга.
Корреспондент Правды.Ру поинтересовался у эксперта, может ли Россия или кто-то другой оспорить в судебном порядке принятый Турцией самостоятельно Регламент судоходства в проливах.
Напомним, он позволяет Анкаре единолично принимать решения относительно прохода иностранных судов через Босфор и Дарданеллы, пользуясь целым рядом весьма пространных и широко трактуемых обстоятельств.
"Да, может, и мы уже подавали несколько претензий на неправомерность введения в одностороннем порядке регулирования такого сложного судоходного канала между Черным и Средиземным морями. Пока нам удавалось находить компромисс, но если турки будут дальше в этом плане наглеть, навязывая свой подход, то здесь необходимо именно через солидарность и взаимодействие с другими морскими странами региона оказывать воздействие на турецкие власти",-подчеркнул глава Общероссийского движения поддержки флота.
Корреспондент Правды.Ру попросил эксперта прокомментировать информацию о том, что российский БДК недавно прошел Босфор и Дарданеллы, не подняв турецкий флаг на гафель и включив боевую тревогу.
"Все корабли ВМФ эту проливную зону всегда проходят по боевой тревоге ввиду ее узкости. Это норма для нашего флота, поэтому не надо искать сенсацию там, где ее нет. Информация о неподнятии турецкого флага требует уточнения. А Андреевский флаг всегда поднят на российских кораблях, это соответствует корабельному уставу. И естественно, когда мы проходим проливы, никогда не спускаем свои флаги, просто рядом поднимается флаг того государства, в чьи территориальные воды мы заходим", — рассказал Михаил Ненашев.
"Иногда бывает так, что корабли тех или иных государств в силу разных причин могут и не поднимать флаги того государства, в чьих водах они находятся. Есть и такое, что не поднимают российский флаг, когда заходят в наши воды, к примеру, так иногда делали американцы и корабли других флотов, заходя на морскую территорию России и других государств", — заключил эксперт.