Анкара сбила российский боевой самолет, поддерживая, как считают многие эксперты, общину турецких туркмен, активно воюющих против законного правительства Сирии. В то же время интересы второго по величине нацменьшинства Турции — курдов — официальные власти игнорируют. Что может предпринять Россия в этой ситуации? Об этом в интервью Pravda.Ru размышляет руководитель Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ Анна Глазова.
"Община туркменов проживает не компактно, а рассеянно по территории Сирии. После арабов и курдов это третье по численности национальное меньшинство в Сирии. Традиционно туркмены, как сирийские, так и иракские поддерживаются Турцией. И сейчас ситуация складывается таким образом, что Турция пытается использовать сирийских туркмен в своих интересах", — пояснила Анна Глазова в беседе с журналистом Правды.Ру.
Каким образом? Турция выступила с обвинениями, что Россия якобы наносит атаки по позициям сирийских туркмен, которые по мнению Анкары, представляют собой умеренную оппозицию, сражающуюся с Асадом, рассказала эксперт. "Турция намерена при поддержке США установить буферную зону в ареале проживания сирийских туркмен и в районе, который контролируется, в том числе, исламистами-боевиками. Этот сценарий в случае его реализации поменяет военно-политическую конфигурацию на территории Сирии, и значительно усилит влияние Анкары в регионе", — считает Анна Глазова.
С этой целью, добавила она, турки создали "Сирийское туркменское движение" и "Сирийскую туркменскую платформу", вооруженные организации туркмен. Однако не стоит абсолютно всех сирийских туркмен однозначно записывать в террористы. "Да, те боевики, которые были показаны по мировым СМИ, и которые стреляли в раненого летчика, бесспорно, террористы, и я думаю, что Россия найдет способ адекватно оценить их действия. Но не все сирийские туркмены, которые проживают на территории Сирии, являются членами террористических группировок", — сказала Анна Глазова.
И, наконец, нелишне вспомнить и о курдском факторе. Все эти годы Россия очень взвешенно, с учетом турецких интересов подходила к сотрудничеству с курдами, и иракскими, и сирийскими. В первую очередь для того, чтобы лишний раз не нервировать официальную Анкару. Сейчас резко враждебные действия Турции позволяют нам изменить политику, в том числе и в отношении курдских меньшинств, которые проживают на Ближнем Востоке. И уже без оглядки на мнение официальной Анкары устанавливать с курдами политические, экономические и военно-технические связи и заключать договоренности, которые будут соответствовать интересам нашей страны. Потому что основной фактор, касающийся курдского меньшинства, состоит в том, что курды на протяжении нескольких лет являются реальной силой, которая и на территории Сирии, и на территории Ирака борется с радикальными исламистами в целом, и с исламским государством, в частности.
В этой связи крайне цинично прозвучало заявление представителя госдепа США Марка Тонера, который заявил, что туркменские боевики имеют право защищать себя, рассказала корреспонденту Правды.Ру Анна Глазова, ведь тут же Тонер подчеркнул, что сторонники Башара Асада, в отличие от туркменов, не обладают таким правом.
"Такие бредовые выводы не стоит комментировать. Все прекрасно понимают, что эти оценки не имеют ничего общего с реальным положением дел, и я думаю, что наше руководство на них просто не будет обращать никакого внимания", — добавила она.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня