Рособрнадзор за неделю приостановил госаккредитацию более 10 вузов, ряду высших учебных заведений запрещен прием студентов.
В список вузов, в которых приостановлена аккредитация, попали Московский институт банковского дела, Красноярский институт экономики, Международный гуманитарно-лингвистический институт.
О том, за какие нарушения учебное учреждение может лишиться аккредитации и что означает для вуза приостановка ее действия в интервью Pravda.Ru рассказал независимый аналитик в сфере образования Борис Деревягин.
"Ежегодно проводится мониторинг эффективности вузов, учитывается большое количество критериев, к примеру, критерии, связанные с финансовой стабильностью, с международной вовлеченностью, с научной активностью, образовательной эффективностью, уровнем обеспеченности кадровым составом и так далее.
Традиционно по итогам мониторинга выявляются вузы, которые не проходят отборочные пороговые значения. Решение принимается коллегией, которая проходит при участии представителей региональных властей и министерств, к которым относятся данные вузы, а также минобразования и Российского союза ректоров. В режиме диалога решается, может ли конкретный вуз продолжать свое развитие или нет, что ему необходимо для этого. Если перспектив развития нет, то выносится решение, что данный вуз нужно лишить аккредитации, либо остановить прием, либо вообще отобрать лицензию", рассказал эксперт, добавив, что итоговое решение остается за Рособрнадзором, который выезжает на место и осуществляет проверку.
"Такие проверки эффективности вузов проводятся, начиная уже с 2012 года, их алгоритм уже вошел в определенную колею, единственная проблема заключается в том, что пока общественность не информируют о том, как идет развитие вузов, получивших предупреждение, недостаточно прозрачна сама процедура расчета критериев и порогового значения", отметил Деревягин.
Отвечая на вопрос корреспондента Правды. Ру эффективны ли параметры госаккредитации или требуют доработки, эксперт сказал, что следует исходить из принципа, закрепленного в законе, который гласит, что что базой для любого образовательного процесса является основная образовательная программа.
"Принцип, на котором построена аккредитация, является эффективным, потому что рассматривает деятельность вузов именно по образовательным программам. Если же говорить о том, что образовательная деятельность должна базироваться на чем-то другом, это уже будет выходить за рамки правового поля. Эффективность проведения аккредитаций можно оценить по общей динамике — если средний срок действия аккредитации сокращается, значит, процедура считается неэффективной. Если же он растет, то это значит, что действующая процедура эффективна, однако, пока подобной статистики нет.
Говоря о том, что происходит с уже принятыми на учебу студентами, имеют ли они право на переход в другой вуз, эксперт отметил, что у всех студентов сохраняется возможность доучиться, однако многие из них бывают возмущены, попав в учебные учреждения с более высокими требованиями, с которыми они не могут справиться. Кроме того, студентам не нравится, что в других вузах часто оказывается более высокая плата за обучение, если речь идет о платном отделении.
"Это закономерно, так как уровень этих заведений выше, затраты на качество образования больше, соответственно, и плата тоже выше. Однако, с 2012 года было закрыто достаточно большое количество вузов, но никаких особых проблем со студентами, в общем-то, не было", добавил эксперт.
Комментируя инициативу по отмене обязательного ЕГЭ по русскому языку Борис Деревягин заметил, что это будет означать, что русский язык больше не является государственным языком в нашей стране.
"Если это будет принято, нужно просто отменить соответствующую статью в Конституции".
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня