Молодые ваххабитские общины – это главная проблема мусульманской России

Фото: AP

Форум "Ислам против терроризма", предложенный президентом Назарбаевым, нужен, чтобы знать, как контролировать угрозу терроризма, послушать, что исламское богословие может противопоставить этой угрозе, сказал в эфире видеоканала Pravda.Ru Роман Лункин, президент Гильдии экспертов по религии и праву, ведущий сотрудник Института Европы РАН.

И хотя в России есть свои школы богословов, хороших специалистов в них мало. У нас есть два влиятельных муфтия Равиль Гайнутдин и Талгат Таджуддин, они регулярно выступают по праздникам, но это соперничающие лидеры, и есть опасения, что на этой почве они будут больше нагнетать, а не примирять, заметил эксперт в беседе с журналистом Правды. Ру.

По мнению Романа Лункина, в России есть проблема — кто будет контролировать федеральные мусульманские СМИ, которые будут проповедовать или популяризировать традиционный ислам. Очень часто такие каналы в интернете скатываются в пропаганду ваххабизма, который потенциально очень опасен. Надо расширять исламское федеральное вещание, но нет богословов, которые говорят на понятном всем языке, заметил эксперт.

Роман Лункин полагает, что на радикализацию ислама в мире повлияло то, что регион Ближнего Востока и другие мусульманские регионы долгое время находились в районах военных действий, а в последнее время мусульмане вступили в открытый конфликт с Западом непосредственно в регионах расселения христиан, прежде всего в Европе. Исламские переселенцы не приняли нормы жизни западного общества, его толерантность к сексменьшинствам, и отвергли идею ассимиляции, заметил эксперт. Хотя есть и момент взращивания Западом исламского экстремизма на волне поиска нового врага после распада СССР.

Терроризм взял на вооружения такие течения ислама, как ваххабизм и салафизм, которые исповедуют "чистый" ислам, то есть только Коран, без толкования, пояснил Роман Лункин. В этом нет ничего плохого, но плохо то, что эти течения проповедуют насильственное распространение своей веры, причем в самой радикальной форме. Все религии мира исповедуют мир и любовь, заметил эксперт, но везде есть запрос для фундаментализма. Для тех, кто говорит: "Мы должны потопить этот мир в любви". Многие мусульмане ловятся на удочку лозунга: "Мы силой сделаем мир лучше", и на нее легче всего поймать людей, исповедующих ваххабизм.

Усиление фундаментализма в мире совпало с ослаблением традиционного ислама, считает Роман Лункин. "Старое духовное управление" плохо работает с молодежью, набирают силу молодежные салафитские общины. На Западе с ними работают открыто, в России — в Чечне они запрещены, а в Кабардино- Балкарии, Дагестане — нет. В России есть страх перед нетрадиционными мусульманскими общинами, они контролируются по линии ФСБ, но как с ними работать никто не знает, сказал религиовед.

По мнению эксперта, надо стараться максимально вписывать эти новые мусульманские ваххабитские общины в общество, не позволяя им переходить грань, которая ведет к радикализации. Надо также предложить молодому мусульманину более интересный проект — например, успешный бизнес в его регионе, с помощью которого он повысит свой социальный статус. Установка российского руководства — не раздражать никакие социальные слои населения и поддерживать отношения со всеми 80 духовными управлениями мусульман, которые есть в России. И это правильная позиция, завершил Роман Лункин.

Интервью с Романом Лункиным смотрите здесь

Текстовую версию читайте в Pravda.Ru в ближайшее время