Существует мнение, что Транс-Тихоокеанское партнерство создано США как способ контролировать мировую экономику. В связи с этим у корреспондента Правда.Ру возник вопрос о возможном влиянии такой структуры на международную экономическую деятельность России. Перспективы нашей страны под неусыпным оком Trans-Pacific Partnership оценил завкафедрой РЭУ им. Плеханова, доктор экономических наук Руслан Дзарасов.
Видный российский экономист согласился с тем, что при создании Транс-Тихоокеанского партнерства Соединенные Штаты руководствовались стремлением держать под колпаком мировую экономику и мировую политику. Ведь в это крупное торговое объединение входит 12 стран во главе с США. С его точки зрения, они должны полностью ликвидировать все барьеры на пути обращения товаров. На эти страны приходится, как подсчитали эксперты, около 40 процентов мирового ВВП, около трети международной торговли. В них проживает около 800 миллионов человек. Это, конечно, огромный рынок.
Руслан Дзарасов отметил: "Однако думать, что это какой-то равноправный союз, было бы ошибкой. Не случайно переговоры шли с большим трудом на протяжении 10 лет. И как сообщалось в печати, переговоры проходили, в основном, на двусторонней основе. То есть, Соединенные штаты, как самая мощная сверхдержава мира, видимо, выкручивала руки своим партнерам.
Думаю, что тут надо, говоря о целях этого партнерства, нужно брать как экономическую, так и внешнеполитическую стороны. Следует обратить внимание на отсутствие в Trans-Pacific Partnership Китая - едва ли не главной экономической державы в юго-восточной Азии.
Да, там есть Япония, а также не самые крупные государства, такие как Малайзия. Но только не Китай. Видимо, это часть стратегии Обамы, который выдвинул доктрину «фокус на Азию» (Pivot on Asia). Американский президент провозгласил целью Соединенных Штатов стратегическое окружение КНР.
Согласно этой доктрине около 60 процентов вооруженных сил и военных ресурсов США, находящихся за рубежом, должно быть в течение нескольких лет переориентировано и расположено по периметру Китая. И немудрено. Рост экономической и военной мощи КНР очень беспокоит Соединенные Штаты. Они предпринимают большие усилия, лишь бы наладить отношения с соседями Китая и как-то подтолкнуть их к его международной изоляции. Своими вооруженными силами, противопоставлением соседей.
С чисто экономической точки зрения Соединенные Штаты тоже выигрывают, потому что все эти торговые организации, создаваемые ими, надо рассматривать сквозь призму проблемы глобальных цепочек стоимости. Обычно это делается на такой основе, что партнерам предлагается вступить в отношения с американскими транснациональными корпорациями.
То есть доступ на американский рынок они получают не напрямую, а через партнерство с американскими корпорациями, которые в своих руках сосредотачивают звенья производственной цепочки с высокой добавленной стоимостью. Партнерам же оставляют, в основном, цепочки с трудозатратными технологиями.
Американцы используют дешевый труд стран Южной Америки и Юго-восточной Азии для того, чтобы обеспечивать высокие прибыли своих корпораций. Trans-Pacific Partnership не является исключением. Кстати, критики США утверждают, что это партнерство будет вести к росту безработицы в Соединенных Штатах.
Естественно. Американская промышленность не сможет конкурировать с производителями, у которых настолько низкий уровень оплаты труда, как в партнерских странах. Но США получают другие выгоды: у корпораций - большие прибыли, к тому же укрепляется военное влияние. В печати есть сообщение о том, что частью таких вот экономических соглашений являются политические и военные обязательства.
Что же касается России, думаю, что наша страна не заинтересована в изоляции Китая и в успехе такого внешнеторгового блока. Впрочем, как и Европа. Усиление могущества сверхдержавы, стремящейся к мировому господству, может сделать РФ уязвимой".
Сравнивая новый блок с АТЭС (Азиатско-Тихоокеанским экономическим сотрудничеством), в которое входят те же страны, но есть еще Россия, Китай, Китайский Тайбэй, Таиланд, Руслан Дзарасов пояснил для читателей Правды.Ру: "В новый блок были отобраны страны с точки зрения их перспективности для противостояния с Китаем, что было определяющим. И здесь политический и военный аспекты дополняются экономическим. Одним словом, явная антикитайская направленность. А партнерам - определенные экономические выгоды, доступ на американский рынок и возможность зарабатывать американскую валюту".
Корреспондент Правды.Ру предположил, что раз создано такое вот Тихоокеанское партнерство, то, наверное, имеет смысл подумать о снятии Россией с себя всех ограничений, которые мы сами на себя наложили в связи с вступлением в ВТО. В условиях санкций это может дать мощный импульс многим нашим отраслям.
Эксперт согласился и с этим: "Я думаю, что это совершенно правильно. Вообще санкции являются в этом отношении рубежом. Потому что антироссийские санкции приняты в противоречии и с духом ВТО и с буквой устава ВТО. Это грубое вмешательство политическое в экономические отношения".
В заключение Руслан Дзарасов добавил: "Новое партнерство только добавляет и усугубляет эту проблему. Конечно, там есть условия в правилах ВТО, по которым страна несет большие издержки, если выходит из этого объединения. Но Россия все-таки в праве трактовать антироссийские санкции как форс-мажор. И Запад сам нарушил правила. И выход России из ВТО этими обстоятельствами оправдывается. Действительно, настало время поставить об этом вопрос".