Украину и Сирию под одну гребенку не расчешешь

Источник фото: AP

Почему Россия вступилась за далекую Сирию и не защитила русских на Донбассе? Почему Россия не могла ввести войска на Украину? И вообще уместны ли здесь параллели? На эти вопросы корреспонденту Pravda.Ru ответил профессор кафедры внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности (ФНБ) РАНХиГС, доктор политических наук Александр Михайленко.

"Во-первых, что это за противопоставление, почему мы не помогли? Мы помогаем, россияне помогают Донбассу. А российские войска там не нужны. Во-вторых, в Сирии у нас нет наземной операции, только ВВС используются, мы не ввязываемся в вооруженное внутрисирийское противостояние, стремимся усадить конфликтующие стороны за стол переговоров, а Асаду помогаем бороться только с террористами. Лавров сказал, что мы готовы на контакты и с оппозицией тоже, оппозиционеры приезжали в Москву.

У нас очень разнообразная внешняя политика, учитывающая многие факторы, которые влияют на ситуацию. А ситуация уникальная, что на Украине, что в Сирии, и у нас нет и не может быть одного стандарта. Сегодня надо учитывать конкретные обстоятельства в каждом из этих регионов. Какие там наши национальные интересы? Что мы можем сделать, чтобы эти интересы реализовывались? Об этом надо постоянно думать, принимать в расчет баланс потребностей и возможностей. В этом мы преуспеваем, судя по тому, как реагирует Запад", — отметил Александр Михайленко в беседе с журналистом Правды.Ру.

Эксперт опроверг мнение, что, если бы Россия действительно начала воевать с Украиной, то на стороне киевской хунты тут же оказалась бы армия НАТО. "Это для наивных. Уверен, что европейские страны не пошлют свои войска воевать против России. Посмотрите, как они воевали в Афганистане. Там некоторые гарнизоны стран-членов НАТО не сами себя охраняли, а их охраняли, чтобы талибы их не обстреливали, не уничтожали. Они и туда с неохотой шли, а уж сюда и вовсе не пойдут. Направить сюда инструкторов, дать боевую технику, деньги — это они могут, но не больше того.

Да и не будет боевого противостояния России и НАТО, горячие головы остынут, я думаю, все проблемы будут решены политическими средствами. В отношении позиции России надо понимать, что средства разнообразные есть и оказания помощи, и внешней политики в целом. Здесь должен быть учет разнообразных обстоятельств, всего комплекса отношений. Думаю, что Россия оказывает необходимую помощь своим зарубежным партнерам", — полагает Александр Михайленко.

Очевидно, подчеркнул он в разговоре с корреспондентом Правды.Ру, что сейчас формируется многополярный мир, и американцы чувствуют, что они теряют позиции. "Это объективный процесс, их экономическая мощь падает, растут другие, очень мощные азиатские центры. Американцы не хотят отдавать свое так называемое лидерство, тем более что лидерства там нет. Украина для них без системной важности, только в привязке к России приобретает такую значимость. Они стремятся ослабить Россию как один из центров этого нового многополярного мира. Украина все больше становится занозой не для России, а для Запада: не может сама решить свои проблемы, пугает Европу радикальной бандеровщиной и постоянно требует денег, которые уйдут неизвестно куда.

Что касается ИГ как занозы для России и других стран, то это сложный вопрос. Россия рассматривает возврат части боевиков ИГ в страны СНГ как угрозу своей безопасности. В отношениях США с Ираном есть исторические и другие сложности, но сейчас достигнуты важные договоренности по ядерной программе. С другой стороны, Вашингтон хотел бы досадить Ирану и помочь своему союзнику — Саудовской Аравии. Но в американской политической и политологической среде есть понимание того, что существует определенная грань между этими геополитическими раскладами и постоянно нарастающей мощью ИГ", — подчеркнул Александр Михайленко.

Поэтому, отметил эксперт, они выискивают эту грань, чтобы, с одной стороны, свои геополитические интересы соблюсти, а с другой, чтобы не взрастить еще одну такую мощную силу, которая потом будет их же и бить. Это очень тонкая грань, ее можно легко переступить, и это будет опасной стратегической ошибкой, а не мимолетной занозой.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня