Глава министерства образования и науки Дмитрий Ливанов подписал приказ, согласно которому у школьников появится шанс получить свою первую профессию, не имея аттестата. О том, верен ли такой подход, рассказал в интервью Pravda.Ru академик РАН Евгений Ткаченко.
"Сейчас у нас сплошная система неопределенности. Раньше была четко выстроенная система профтехобразования, которая не просто подбирала слабых учащихся из малообеспеченных и неполноценных семей, она выполняла две мощные функции — давала профессию и защиту, ведь в ПТУ бесплатно кормили, что было немаловажно для бедных детей. Сейчас у нас ликвидировали эту систему. Соответственно, с уменьшением числа учащихся профтеха у нас закономерно росло в стране число социальных сирот", — заявил Евгений Ткаченко.
Эксперт отметил, что система профтехобразования давала все варианты, в том числе можно было обучиться на сложные профессии. "Например, на сварщика невозможно подготовить за полгода. Этому учатся 3-4 года, особенно если ювелирная сварка. А с ликвидацией системы профтехобразования ушли от системной подготовки, появились короткие программы на 3,6, 9 месяцев. Это почти преступление, потому что за этот срок можно подготовить низкоквалифицированного и необразованного человека".
Евгений Ткаченко подчеркнул в беседе с корреспондентом Правды.Ру, что он не возражает против коротких программ, но они должны быть параллельно и вместе с системой профтехобразования, а не вместо нее. "Короткие программы очень полезны для взрослых, чтобы обучиться чему-то новому, но для молодежи это тупик, потому что низкий коллективный слой опасен для общества. Приведу короткий пример: в декабре 2013-го года в Томске взорвался подъезд дома. Сварщики зимой разогревали газовые баллоны, вот они были обучены по краткосрочным программам. Они умели делать сварку, но они были необразованные и не знали, что газ при нагревании расширяется. И взрыв был неизбежен. Они взорвали сами себя".
Эксперт отметил, что для летчиков такие пробелы в образовании и мастерстве вообще недопустимы. "Они принимают решение в долю секунды, у них должны быть автоматические навыки. А по коротким программам этого не получится. Даже блестящие летчики, если они пересаживаются на новый тип самолета, должны привыкнуть к нему, налетать определенное количество часов с инструктором. Какое-то время назад в Ярославле разбился самолет с блестящими спортсменами мирового уровня, хоккеистами. Это был очень громкий случай. Там были опытные летчики, но они на этом самолете мало летали, у них не было автоматических навыков. И они на взлете нажали вместо педали взлет — тормоз. И сами себя вбурили в землю, в результает все погибли".
Евгений Ткаченко напомнил в беседе с корреспондентом Правды. Ру, что Рогозин не зря говорит, что оборонка страдает от того, что не хватает рабочих кадров высокой квалификации. "У нас их и не может быть по коротким программам. А вуз никогда не даст рабочую специальность. У вуза и ПТУ разные задачи. Поэтому нужно обязательно делать поправку в закон об образовании, чтобы подготовка рабочих кадров велась не только по краткосрочным программам. Пусть работодатель решает, чему учить, а образовательное учреждение — как учить".
Эксперт посетовал, что многие говорят, что дети из ПТУ чуть ли не бандиты, однако он с этим не согласен. "Их не больше, чем в школе, просто они не защищены, поскольку многие из неблагополучных семей. А мы переводим на тестовые методы контроля и обучения. А это значит, что мы детей лишаем контакта педагог-человек. Машины-то ведь воспитательной работой не занимаются. У меня это ассоциируется с периодом, когда Хрущев сказал сажать кукурузу, и ее стали сажать на Северном полюсе. Нельзя до сумасшествия доводить, везде надо искать здравый смысл. Вот и здесь тоже — можно ребят без аттестата зрелости забирать с улицы и учить".
Читайте также:
Ефим Раческий: Все больше успешных выпускников девятых классов идут учиться в ПТУ