Завтра в Уфе начитаются саммиты БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Не случайное ли это совпадение? И можно ли говорить о всеобъемлющем партнерстве по ограничению влияния США? На эти вопросы ответил в интервью Pravda. Ru руководитель Школы востоковедения ВШЭ, профессор Алексей Маслов.
"Конечно, они проходят вместе не случайно, эти организации плавно подходили к проведению совместной политики. Конечно, это не значит, что будет какое-то объединение или создание совместной организации. И не факт даже, что будут какие-то совместные действия. Но здесь есть одна особенность. ШОС является сложившейся организацией, существующей с 2001-го года. БРИКС — это скорее площадка, а не организация. И она во многом дублирует по своей форме АТЭС, то есть решает именно экономические проблемы. Они не пересекаются с точки зрения организационных особенностей и не дублируют друг друга, а дополняют", — заявил Алексей Маслов.
Профессор отметил, что главной задачей на ближайшем саммите будет расширение функционала этих организаций. "Будет перевод ШОС из общей совещательной организации в мощную экономическую структуру. А БРИКС, скорее всего, будет развивать в качестве основного проекта новый банк, который, скорее всего, будет открыт для новых членов, то есть не только для стран БРИКС. Я думаю, что и ШОС, и БРИКС задумываются над созданием новой политической и экономической реальности. Во-первых, на этом неявно настаивает Китай, который включает основные расчеты через юань или национальные валюты, то есть вне доллара. Во-вторых, это расширение инфраструктурных проектов для облегчения поставок и закупок, это создание целого ряда свободных экономических зон. То есть эти организации, расширяя свое членство, постепенно будут представлять собой большую часть производителей мирового ВВП. И в этом плане их совместное заседание очень логично".
Алексей Маслов подчеркнул в беседе с корреспондентом Правды.Ру, что до всеобъемлющего партнерства еще далеко. Страны не говорят об ограничении влияния США, они говорят о том, что хотят занять достойное для себя место в новой политической конфигурации. И волей-неволей они пытаются отодвинуть США от роли основного менеджера мировых проблем, хотя формально никакого антиамериканского лагеря не создается, отметил он.
Корреспондент Правды.Ру спросил у эксперта, что принесет вступление Индии и Пакистана в ШОС (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан). Почему не принимают Иран?
"Иран претендует на членство в ШОС, но принять его нельзя до окончательного снятия всех санкций. Долгое время ШОС оставалась организацией почти закрытой. И новые члены наращивались только за счет приема стран-наблюдателей и стран-партнеров по диалогу. Все решала и решает шестерка, причем с большим трудом, потому что любая страна может не поддержать проект", — подчеркнул Алексей Маслов.
Корреспондент Правды. Ру поинтересовался, какие проекты наиболее важные?
"Китай активно через ШОС проводит экономический пояс Шелкового пути. Также сейчас главные проекты — строительство магистралей из Китая через Центральную Азию в Россию. Это заметно облегчит перевозки и удешевит их. Также, скорее всего, на территории ШОС будут создаваться свободные экономические зоны, где будет льготное налогообложение, что тоже заметно стимулирует торговлю", — отметил эксперт.
Корреспондент Правды.Ру уточнил, Шелковый путь — это наш проект?
"Безусловно, Шелковый путь — это китайский проект. И Китай его активно продвигает. Китай стремится через этот проект расширить присутствие своих товаров на других рынках. С одной стороны, России это выгодно, но с другой стороны — появление дешевых товаров может торпедировать воссоздание российской экономики. Поскольку становится просто невыгодно производить на нашей территории. Таким образом, мы скорее заинтересованы не в продуктах, а в инвестициях для реконструкции собственных мощностей. Тем не менее нам интересны и логистические центры, и строительство дорог, то есть в целом ряде моментов, безусловно, Россия будет это поддерживать", — заявил Маслов.
Корреспондент Правды.Ру уточнил, будет ли обсуждаться судьба Греции и помощь ей?
"Греция находится вне рамок ШОС, и дефолт в Греции не затрагивает экономики ШОС. Но я полагаю, что будет обязательно обсуждение этого вопроса, поскольку речь пойдет о мировых валютах, об укреплении либо ослаблении евро. Греция создала прецедент того, как можно или нельзя решать проблемы в объединенном финансовом пространстве. А ведь Китай тоже постепенно двигается к внедрению юаня на уровень расчетной валюты. Интересно, каким образом могут решаться подобные проблемы", — заключил Алексей Маслов.
Читайте также:
ШОС набирает обороты, несмотря на усложнение международной обстановки