Завтра в Уфе начитаются саммиты БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Не случайное ли это совпадение? И можно ли говорить о всеобъемлющем партнерстве по ограничению влияния США? На эти вопросы ответил в интервью Pravda.Ru профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО Татьяна Исаченко.
"Я не думаю, что это случайность, это разумное решение — провести два саммита вместе. Тем более, некоторые крупные страны БРИКС, такие как Россия и Китай, являются членами ШОС. Но вот насчет их перспективы я достаточно пессимистична. Меня смущает то, что эти партнерства получили дополнительный стимул только потому, что Россия сменила свой вектор с западного на восточный.
Эти партнерства заслуживали уважения всегда, и Россия не может себе позволить быть ориентированной только на Запад или только на Восток. Мы слишком большая страна, мы — евроазиатская страна. К сожалению, у нас всегда был ярко выраженный западный вектор, и когда произошел сбой, мы бросились осваивать другой. Ни один проект не бывает эффективным, если он не продуман, если у него нет стратегии", — заявила Татьяна Исаченко.
Корреспондент Правды.Ру поинтересовался, на каких подходах искать сближения в БРИКС? Какие проекты наиболее важные?
"Я бы искала подходы в области экономики, прежде всего, производства, в области согласования позиций во внешнеэкономической политике, ну и, наверное, в области образования. На прошлой неделе проходил гражданский форум БРИКС, и там были высказаны очень интересные предложения и пожелания гражданского общества. Не чиновники, не представители министерства здравоохранения или министерства экономического развития, а высказывались именно специалисты, врачи, представители образования, бизнеса. Дойдут ли их предложения до глав государств — вот это интересно. Сотрудничать надо не на правительственном уровне, а в реальной сфере, тогда это даст эффект, тогда страны БРИКС смогут укрепить свои позиции", — отметила Татьяна Исаченко.
Корреспондент Правды.Ру спросил у эксперта, что принесет вступление Индии и Пакистана в ШОС (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан). Почему не принимают Иран?
"Иран не принимают, потому что есть некая политическая проблема. Все-таки по нему неоднозначная у всех позиция. А что касается Индии и Пакистана, то в отношении их вступления я настроена пессимистично. Надо посмотреть, что будет делаться в этих блоках. Пока что ШОС, с моей точки зрения, это символическое мероприятие, на котором встречаются периодически главы государств. Конкретных результатов для развития общества, для развития экономики я не могу назвать", — подчеркнула эксперт.
Корреспондент "Правды.Ру" уточнил, будет ли обсуждаться судьба Греции и помощь ей?
"Повестка дня БРИКС и ШОС в таких подробностях нам не объявлена. Наверное, этот вопрос заслуживает внимания, хотя, прежде всего, это европейская проблема. Греция, конечно, может обратиться за помощью в Китай, который и так крупный кредитор всех стран, но сейчас речь идет не о кредитах, а о решении системной проблемы, а это проблема еврозоны. Страны БРИКС никто не просил о помощи, к тому же непонятно, как мы можем помочь", — отметила Татьяна Исаченко.
Читайте также:
Россия объединит Китай с Западом
Китай перезагрузил Латинскую Америку
БРИКС перевернет кредитную систему мира
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня.