Представители военных министерств Китая и США подписали в пятницу документ о сотрудничестве в военной сфере. Соглашение регламентирует порядок взаимодействия армий США и КНР с целью не допустить военного столкновения. Это соглашение — первый подписанный между США и Китаем документ за долгие годы. О том, можно ли данный шаг расценить как серьезный прогресс в отношениях государств и что этому поспособствовало, рассказал в интервью Pravda.Ru руководитель Школы востоковедения ВШЭ Алексей Маслов.
"Противостояние между Китаем и США в военной сфере достигло максимума за последние несколько месяцев, и многие обозреватели, как американские, так и российские, предполагали, что все это неминуемо ведет к прямым военным столкновениям. Речь идет, прежде всего, об островах Спратли в Южно-Китайском море в спорных территориях, а также утверждениях военной разведки США о том, что на этих островах китайцы располагают сухопутную артиллерию. Поэтому многие стали говорить о том, что в принципе регион становится крайне невыгодным, в том числе и для торговли, поскольку там проходят судоходные пути", — заявил Алексей Маслов.
Эксперт отметил, что сыграл роль и второй момент — Россия и Китай начали очень серьезное военное сближение. И впервые стали говорить о том, что Китай вышел за пределы своей традиционной сферы влияния. Но сейчас оказалось, что Китай продолжает свою традиционную политику и никогда не складывает все яйца в одну корзину, он проводит политику либо явного дистанцирования, либо явного приближения со всеми странами-партнерами, подчеркнул он.
Алексей Маслов заявил, что сейчас договор показывает очень важную вещь — с одной стороны, США озабочены военной политикой Китая в регионе Южно-Китайского моря, с другой стороны — есть договор, который, по сути, обозначает сферу влияния. "Это ставит под вопрос эксклюзивность российско-китайского военного сотрудничества, показывая, что Китай собирается развивать активное взаимодействие и с США. В течение последнего года уже обсуждались вопросы о военно-техническом сотрудничестве между Китаем и США, поэтому неожиданностью этот договор назвать нельзя. Скорее, это закрепление того факта, что Китай абсолютно равномерно проводит свою военную политику. Стоит отметить, что Китай в военной сфере всегда довольно жестко следует своим обещаниям".
Корреспондент "Правды.Ру" поинтересовался, как будет решаться вопрос о территориальной принадлежности Южно-Китайского моря?
"США всегда выступают как независимый модератор этой ситуации. При этом Штаты нигде не говорят, что эти острова не являются частью китайской территории. США говорят лишь о том, что должны быть соблюдены интересы всех сторон. Китай также не откажется от островов в Южно-Китайском море. Поэтому США, скорее всего, не будут активно вмешиваться в этом регионе в территориальные споры, поскольку чаша весов на стороне Китая. И если сейчас США будут активно проводить свою политику, скорее всего, это закончится политическим проигрышем. США, конечно, не хотят, чтобы этот проигрыш сказался на имидже США в этом регионе", — заключил Алексей Маслов.
Читайте также:
Кто выиграет конфликт в Южно-Китайском море?
Пентагон наращивает свои силы в Южно-Китайском море
WSJ: Армии Китая и США схлестнутся у архипелага Спратли
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня.