Эксперт: России надо щепетильнее подходить к сотрудничеству со странами НАТО

фото: Chinatopix via AP

Франция прислала "разрыв контракта" по "Мистралям" и предлагает всего 785 млн вместо 10 миллиардов евро. Согласно предложениям Франции, эти деньги Россия сможет получить только после выдачи правительством письменного разрешения на продажу кораблей любой третьей стороне без всяких оговорок. Россия со своей стороны оценивает "расходы и убытки" в связи с разрываемым контрактом в 1,163 миллиарда евро. Кроме того, никаких разрешений на реэкспорт, до того как деньги будут возвращены, Россия выдавать не намерена.

О том, как справедливо оценить потери и размер компенсации, рассказал в интервью Pravda.Ru заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.

"Все, что связано с невыполнением контракта, несправедливо по определению. Понятно, что могут быть форс-мажорные обстоятельства. Но в данном случае Франция разрывает контракт именно по политическим соображениям. Поводом является ситуация на Украине, но здесь можно напомнить, что Франция наряду с Германией и Польшей давала гарантии тогдашнему президенту Украины Януковичу. Ничего этого выполнено не было. Ситуация продолжается и с контрактом. То есть это тот самый кризис доверия, о котором так любят говорить на Западе. Это и сам Запад в лице отдельных стран, он слово не держит. И это печально и несправедливо", — заявил Сергей Ермаков.

Эксперт отметил, что вопрос о компенсациях достаточно щепетильный, как и в любом бизнес-контракте, всегда есть особое соглашение, о деталях которого знают только те люди, которые непосредственно занимаются данным процессом. "Что касается общей информации, то можно сказать, что компенсация предполагала возвращение авансового платежа, это как раз 700 миллионов евро, которые Франция сейчас и намерена вернуть.

Что касается неустоек, то это вопрос сложный, потому что максимальная сумма компенсации — это около миллиарда, но Франция будет пытаться все скосить, окончательная сумма компенсации — еще вопрос торга. Франция будет настаивать на том, что какие-то работы она провела совместно с Россией. Там была какая-то передача технологии. Второй момент — это обучение российских моряков, это тоже стоило денег. Это может уменьшить сумму компенсации", - пояснил Сергей Ермаков.

Корреспондент "Правды.Ру" поинтересовался, как стоит действовать России в сложившейся ситуации?

"Переговорщики у нас уже есть, это все находится под патронажем Рогозина, который непосредственно контролирует процесс. России стоит сделать для себя выводы на будущее, потому что помимо "Мистралей" мы можем вспомнить европейские проекты транспортного самолета А-400, там тоже не было никаких подвижек в проведении совместных работ.

Надо щепетильно подходить к сотрудничеству с западными и натовскими странами в военно-технической сфере. А что касается "Мистралей", то я не думаю, что максимально возможные суммы компенсации превысят миллиард. Россия обладает сертификатом конечного пользователя, и без разрешения России просто так продать эти корабли Франция не может. И это может быть для России зацепкой в ведении переговоров по компенсации", — подчеркнул Сергей Ермаков.

Эксперт заявил, что миллиард — это большие деньги, но, может быть, это лишний урок на будущее. Он также отметил, что проект критиковался рядом российских военных моряков, поэтому будет стимулировать развитие отечественной промышленности.

"Когда еще не было такой конфронтации в наших отношениях с Западом, уже были критики, которые говорили, что надо смотреть в будущее. И военная техника — сфера очень щепетильная, надо все очень хорошо взвесить, прежде чем подписывать такие контракты. Учитывая, что все равно серьезные противоречия между Россией и НАТО никуда не делись. Но эти противоречия существовали и в то время, когда этот контракт разрабатывался и подписывался", — заключил Сергей Ермаков.

 

Читайте также:

Не надо мямлить, и Европа сдастся

"Мистрали" надо брать под покровом ночи

Страсти по "Мистралям": и даром не надо?

Читайте последние новости на сегодня