Недавно в СМИ появилась информация о том, что хакеры могут угрожать безопасности пассажирских лайнеров. Как заявляет ФБР, с помощью кибератак террористы, которые находятся на борту, могут получить доступ к электронной системе управления самолетом. О том, действительно ли хакеры могут получить доступ к бортовым компьютерам авиалайнеров и наземным системам УВД, рассказал в интервью Pravda.Ru начальник отделения ГосНИИ авиационных систем Эдуард Фальков.
"Хакеры могут посылать сообщения, которые в будущем смогут ввести систему УВД в коллапс. Airbus и Boeing оборудованы специальной аппаратурой, и когда самолет летит, он посылает о себе информацию автоматически, без запроса — кто он (его позывной), координаты. И вот эта информация является как раз исходной для радиолюбителей во всем мире, которые собирают и затем посылают эту информацию на сайт flightradar24. com. Просто так эту систему на борту отключить нельзя, потому что эта система входит в систему предупреждения столкновений TCAS. Что делает хакер? Он формирует сообщение, сигнал, где пишет, что такой-то самолет летит, при этом дает вымышленные координаты и посылает это сообщение в эфир. И система УВД или другой пользователь, получив такое поддельное сообщение, не сможет отличить его от истинного. Естественно, диспетчеры и пилоты думают, что на них летит самолет, они могут шарахнуться в другую сторону, а именно там как раз и будет настоящий самолет",- заявил Эдуард Фальков.
Корреспондент "Правды.Ру" поинтересовался, как можно избежать этих страшных ситуаций? Как эти взломы можно блокировать?
"Избежать можно. Ранее было радарное наблюдение. Радар посылает сообщение, после чего система на самолете обрабатывает его и посылает ответное сообщение, включающее высоту, которую нельзя определить радаром, остаток топлива и др. Радарную информацию имеет только система УВД. Поэтому с помощью радара можно проверить — истинное или ложное сообщение. Но совсем недавно появилось автоматическое зависимое наблюдение радиовещательного типа — АЗН-В, то, о чём говорилось выше, это гораздо более точное наблюдение, более экономичное, кроме одного "но", у него нет той секретности, какую давал радар. Просто в своё время не подумали об этом, а самолёты оборудовали. Этими западным АЗН-В, к сожалению, оборудованы все Airbus и Boeing. А мы развиваем российский АЗН-В, у нас такой проблемы нет, у нас все четко засекается, ловится, нас обмануть невозможно", — отметил Эдуард Фальков.
Корреспондент "Правды.Ру" спросил у эксперта, что он посоветует простым гражданам? На старых самолетах летать?
"Нет. Пока что АЗН-В официально ещё не введено в практику управления воздушным движением. В США оно станет обязательным с 2020 г., в Европе — с 2017 г. Может быть, к тому времени специалисты что-нибудь придумают. Будет грустно, если для проверки данных АЗН-В будут сохранены вторичные радары. Похоже, дело идёт именно к этому. К тому же при помощи такого наблюдения западные службы после 2017 г. будут знать положение нашего любого самолета, оборудованного западным АЗН-В, летающего на территории РФ. А на вопрос обывателей "Что делать?" могу сказать только одно — ждать и внимательно следить за ситуацией" — заключил Эдуард Фальков.
Читайте также:
Пентагон: Российская армия "намного боеспособнее советской"
США признали, что российские бомбардировщики "летают по всем правилам"
Истребитель F-35 США: горит, тонет и не летает
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня.