В Москве прошла Международная конференция по безопасности, где министр обороны Ирана с учетом опасности "такфиристского терроризма" в Сирии, Ираке, Афганистане, Центральной Азии и на Кавказе выступил с предложением к России, Китаю и Индии объединить усилия в борьбе против этой угрозы. Прокомментировала ситуацию в интервью Pravda. Ru директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.
"Подразумевается именно салафизм, радикальное суннитское направление ислама. Он сейчас имеет серьезные позиции в Азербайджане. Есть некая опасность, что в условиях ухудшения экономического положения страны именно салафиты могут возглавить борьбу с действующей властью в Баку. Причем представители этого направления активно воюют на стороне ИГ в Ираке и Сирии. Если говорить о Центральной Азии, то крайне беспокоит засилье радикального ислама в Киргизии в условиях ослабления центральной власти и очень серьезного межэтнического противостояния между киргизами и узбеками. Серьезную проблему исламисты могут представлять в Таджикистане, особенно на фоне усиления талибов в Афганистане. Россия пытается этому противодействовать, в том числе оказывая военную помощь таджикской армии. В Узбекистане исламисты имеют широкую социальную базу, которая сейчас пока умело подавляется со стороны президента Ислама Каримова", — заявил Владимир Евсеев.
Эксперт отметил, что салафизм имеет место и на территории Дагестана. Есть представители боевиков из Дагестана, которые воют на стороне ИГ. И для России это тоже представляет опасность.
"Гипотетически мы могли бы объединить свои усилия для борьбы с исламистами, с салафизмом. Но это не так просто. Я пока не вижу возможности, чтобы указанные государства могли объединить усилия. Россия и Иран могут взаимодействовать в борьбе с радикалами, в том числе на территории Афганистана и Ирака. Потому что именно Иран сейчас способствует тому, чтобы сфера влияния ИГ на территории Ирака была сокращена. Иранская поддержка позволила фактически взять Тикрит. И в этих условиях Россия и Иран могли бы быть инициаторами создания некой коалиции. Совершенно понятно, что негласным противником будет Саудовская Аравия, которая является фактически спонсором радикального ислама, но это не значит, что Россия и Иран будут бороться против Саудовской Аравии. Они всего лишь могут ослабить ее влияние", — отметил Владимир Евсеев.
Эксперт отметил, что на территории Афганистана возможно сотрудничество с Индией. Но Россия хотела бы сотрудничать и с Пакистаном. К тому же Россия была бы заинтересована в участии Египта. Но последний слишком подвержен влиянию Саудовской Аравии. "Мы стоим на пороге того, что нам необходимо создавать новые системы региональной безопасности. Вот Россия и Иран здесь могли бы играть особую роль. Китай же пока больше присматривается к этой ситуации. Кроме того, Китай сейчас начинает реализовывать свой проект, который называется "Экономическая зона нового Шелкового пути". К тому же не надо забывать об индийско-китайских противоречиях, которые имеют место. И как в этот процесс вовлечь полноценно Индию, я пока не очень себе представляю".
Корреспондент "Правды.Ру" поинтересовался, можно ли строить такое партнерство в рамках ШОС (Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан — члены, а Индия, Иран, Пакистан, Афганистан — наблюдатели) или стоит расширять ОДКБ (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан)?
"Китай действительно хочет использовать Шанхайскую организацию сотрудничества для стабилизации Афганистана. Но ОДКБ и ШОС это разные организации. Обе организации находятся в периоде трансформации, потому что в состав ШОС на ближайшем саммите планируется принять Индию и Пакистан. Рассматривается вопрос Монголии, к сожалению, Иран, наверное, пока не сможет стать полноценным членом ШОС. Россия будет стараться использовать ОДКБ, но в основном там взаимодействие идет на двустороннем уровне — это российско-армянские отношения. ШОС пока не выходит за свои рамки, все-таки это не глобальная структура", отметил Владимир Евсеев.
Корреспондент "Правды.Ру" уточнил, не назрела ли необходимость в связи с усилением активности США вокруг России создания аналога Варшавского договора? ОДКБ явно не выполняет эту функцию. Ведь Саудовская Аравия против Йемена быстро сколотила коалицию из 10 стран.
"Мы по-разному видим выход из этой ситуации. Если со стороны Саудовской Аравии преобладают попытки силового решения, то Россия выступает за мирное урегулирование этого кризиса. США занимают двойственную позицию, они формально не участвуют в этой коалиции против Йемена, но вовлечены в это путем поставок оружия, предоставления разведывательной информации. Другой вопрос, что Россия, наверное, могла бы более активно взаимодействовать с Египтом по стабилизации в Ливии. Вот здесь Россия действительно имеет потенциал. Пока что я вижу по Йемену попытку силового разрешения этого кризиса, что приведет только к появлению ИГ, что фактически уже имеет место", — заключил Владимир Евсеев.
Читайте также:
США выразили недовольство возможными поставками С-300 в Иран
С поставками российских С-300 США потеряли возможность безнаказанно бомбить Иран — эксперт
Иракский политик заявил, что представит доказательства, что США финансируют "Исламское государство"
Читайте последние новости на сегодня