Российский МИД обвинил в предвзятости специальную мониторинговую миссию (СММ) ОБСЕ на востоке Украины. Это уже не первое обвинение подобного рода.
В докладе ОБСЕ от 7 ноября не сказано, что обстрел школы, когда погибли двое детей, велся с северо-запада, где располагались украинские военные, хотя по итогам осмотра наблюдатели сделали "однозначный вывод", что стреляли именно оттуда, заявил официальный представитель МИДа Александр Лукашевич.
С другой стороны, этот доклад ОБСЕ в плане передвижения в сторону Донецка со стороны России двух колонн артиллерии, грузовиков и танков без опознавательных знаков использовался как главное доказательство агрессии России на позавчерашнем срочном заседании СБ ООН по Украине, созванном американцами.
На заседании СБ ООН были также претензии, что РФ препятствует расширению этой инспекции ОБСЕ до 500 человек, глушит радиоаппаратуру дронов и не дает взять под контроль границу с Украиной. Якобы из 400 километров ОБСЕ контролирует только два.
Ситуацию специально для Pravda.Ru прокомментировал профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Андрей Загорский.
— Насколько справедливы эти обвинения?
— Споры относительно того, как ОБСЕ может правильно выполнять функции, возложенные на нее минским протоколом, продолжаются, консенсуса по большинству вопросов в постоянном совете ОБСЕ не существует. ОБСЕ не имеет полной информации, потому что им не хватает наблюдателей, они не везде находятся. И там до сих пор вопрос о секторах остается открытым, поэтому они сообщают только то, что видят.
И если даже взять ситуацию, о которой вы говорили, о передвижении техники, в докладе ОБСЕ не говорилось, чья это техника, потому что они этого не знают. И не проверяют. Они просто зафиксировали факт, он естественно включен в отчет, а интерпретации этого факта уже были разные с обеих сторон. У нас, конечно, нет договоренностей о многих вещах, и один из вопросов — это, конечно, тот, который вы поставили. Помимо того, что речь, конечно, идет о количестве.
И я не владею информацией насчет глушения дронов, не исключаю такой ситуации, потому что мы сначала возражали против того, чтобы беспилотники ОБСЕ там летали. А, конечно, один из самых сложных спорных вопросов — это вопросы контроля за российско-украинской границей. Эта тема включена в явной форме, как поручение ОБСЕ в Минском протоколе. ОБСЕ в этом смысле должна выполнять согласованные решения. Понятно, что ОБСЕ ставит вопрос о том, что она должна иметь возможность наблюдать за всей границей.
Пока согласованы только два пункта — Гуково и Донецк с российской стороны. По оценкам ОБСЕ, это не более 40 процентов всего трафика. Эффективно эта функция может выполняться только в том случае, если у ОБСЕ будет возможность наблюдать за всей границей между Украиной и Россией в этой части. Консенсуса по этому поводу нет.
По большому счету, понятно, что должна была делать и могла бы делать ОБСЕ, чтобы эффективно выполнять свои функции мониторинга за тем, что там происходит. И понятно, что стороны ведущие диалог по этому поводу, при ОБСЕ преследуют свои интересы. И из-за различия подходов к этим вопросам, они не достигают договоренностей, которые позволили бы ОБСЕ выполнять эти функции эффективно.
У ОБСЕ сегодня нет реального мандата на то, чтоб делать те вещи, которые она должна делать в соответствии с Минским протоколом. И это не вопрос пристрастности — беспристрастности, а просто разного понимания участниками переговоров задачи и функции ОБСЕ.
Читайте также:
Майкл Боцюркив: Наблюдатели ОБСЕ не могут никого ни в чем обвинять
Эйнарс Граудиньш: ОБСЕ выполняет на Украине политический заказ Запада