Константин Симонов: Украинский рецепт МВФ не сработал и в других странах

Международный валютный фонд признал, что, применив к Украине такой же сценарий, как и к странам Евросоюза, подписал ее экономике смертный приговор. Откровения МВФ комментирует первый проректор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов.

— Константин Васильевич, почему нельзя было прописывать украинскому кризису тот же рецепт, что и таким экономикам ЕС, как Греция, Испания и так далее? В чем принципиальное отличие украинского случая?

— Отличий от украинского случая довольно много, потому что Украина — это страна, которая 20 лет находилась в замороженном постсоветском состоянии. То есть советской экономики уже не было, а новой экономики тоже не было, потому что все активы на Украине были поделены между рядом очень крупных бизнесменов, которые в эти активы ничего не вкладывали.

И Украина — это недоинвестированная страна с большим советским промышленным наследием, где абсолютно иная ситуация, нежели в Греции или Испании, в которой нет такого машиностроительного, металлургического комплекса, а Украина — это страна, отягощенная советским промышленным наследием, с которым неизвестно, что делать. Инвестиций в нее 20 лет не было. В результате экономика Украины стала очень современной к концу советской эпохи.

Но сейчас эта страна абсолютно архаична с точки зрения развитости военно-промышленного комплекса, машиностроения, металлургии. Все эти активы там есть, и с ними надо что-то делать. и это, конечно, не Греция и не Испания. Потом Украина — это страна с очень серьезными региональными перекосами. Экономика Запада очень сильно отличается от экономики Востока.

Украина — это страна с большой населенностью — 40 миллионов человек, которая, на самом деле, решала, в основном, политические задачи, а не экономические, чем тоже отличается от европейских государств. То есть, экономика Украины формировалась в советское время, с акцентом на ВПК, на металлургию. Советского Союза нет, рынок Восточной части Украины по-прежнему российский, так исторически сложилось.

А теперь еще к проблеме 20-летнего недоинвестирования добавились сложные политические отношения с Россией. Из-за этого РФ рынок сбыта для Украины закрывается. Каким-то образом надо эту проблему решать. То есть проблема Украины глубже, чем вопрос о несбалансированности бюджета. Рецепт МВФ касается исключительно балансировки бюджета, закрытия бюджетного дефицита и так далее. Это важно, но не решает проблемы индустриального комплекса востока Украины.

И не решает проблемы сельского хозяйства, которое вынуждено менять регион сбыта с России на Запад. Наконец, не забывайте, что Украина — это воюющая страна, и это, извините, тоже, мягко говоря, отличает ее от Греции и Испании.

Есть еще один важный момент, вы сказали, что Украина — совсем не то, что Испания и Греция, МВФ не нужно было применять этих рецептов. Тогда можно сделать вывод, что в Испании и Греции эти рецепты были успешно применены? Но это же не так. Ни о какой успешной практике реформирования экономики Греции и Испании речь не идет.

Что мы в Испании видим, экономический прорыв какой-то? Нет, там безработица 20%, среди молодежи — 50%. Разве такими бывают успехи от экономических реформ? Был бы успех, Каталония не захотела отделяться. А в Греции супер успехи? Вы посмотрите, что там творится. Последствия кризиса далеко не преодолены, к огромному сожалению. Может быть, стало получше с государственными финансами. По всем пунктам мы видим очень серьезные проблемы.

Читайте также:

Украина погружается в кабалу от МВФ, разворовывая кредиты

Евросоюз готов кредитовать Украину миллиардом евро

Аналитик Уолл-стрит: Кредит МВФ уничтожит Украину

Эксперт: Радикальные реформы оппозиции вызовут ухудшение уровня жизни

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня