Замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М. В. Ломоносова Богдан Безпалько заявил в интервью корреспонденту Pravda.Ru, что Запад будет заигрывать с Александром Лукашенко до тех пор, пока ему это нужно. В самой Белоруссии, по мнению эксперта, прослеживаются тревожные сигналы.
— Александр Лукашенко получил определение на Западе как "последний тиран Европы". Но сегодня он вдруг стал законным посредником и независимым игроком в украинских событиях. Европейские СМИ выстраиваются к нему в очередь, чтобы взять интервью, в том числе Euronews и France 24. Имидж "последнего тирана" был искусственно создан или это опять двойные стандарты Запада?
— Безусловно, это двойные стандарты Запада, потому что существует множество режимов, которые являются чрезвычайно дружественными по отношению к США, при этом являются тираническими по отношению к своим гражданам, а также к тем, кто пребывает на их территории.
США всегда руководствовались прагматикой, при этом, не забывая использовать риторику о демократии и правах человека и прочую либеральную лексику. Мы можем вспомнить Саудовскую Аравию, которая всегда традиционно являлась союзником США, но при этом на ее территории могут казнить женщину за вождение автомобиля.
Мы можем вспомнить Фрая Туджмана, лидера Независимой Хорватии, которая образовалась на руинах Югославии, которая проводила геноцид в отношении сербов в 90-е годы, изгоняя их из республики Сербская окраина, и расстреливая беженцев. В свое время он опубликовал ряд работ, отрицающих холокост и уничтожение сербов во время ВОВ, и который, тем не менее, был вполне рукопожатным политиком и умер в преклонном возрасте, фактически, всю жизнь свою в постсоветский период, руководя уже Независимой Хорватией.
Поэтому Запад всегда относится к политикам так, как ему это выгодно. Вероятно, нынешняя смена курса объясняется тем, что Запад пытается привлечь Лукашенко на свою сторону. Белорусский президент сейчас допускает риторические обороты, которые внушают западным политикам подобные надежды.
Многими экспертами политика Лукашенко оценивается, как союз с белорусскими националистами. Например, в русскоязычной Белоруссии, где 92 процента населения разговаривает на общерусском языке, некоторые события внушают экспертам подобного рода мнения.
Например, когда был осужден человек за то, что он подавал документы на русском языке. Тогда он не понес существенного наказания. Важен сам прецедент, то, что он решением суда был наказан. А также, разговор Лукашенко о том, что нужно создавать высшее учебное заведение в Белоруссии, которое было бы полностью белорускоязычным. Учитывая, что на этом языке разговаривают всего восемь процентов населения Белоруссии, это явно политический, гуманитарный и ментальный шаг.
Думаю, Лукашенко пытается играть на противоречиях между Россией и Западом, а Запад пытается, пользуясь тем, что Лукашенко вступил в игру, пытается извлечь из этого выгоду. Не думаю, что Лукашенко будет на Западе приемлемым или рукопожатным. При первой же возможности его сменят, а если будет возможность, то и отправят вслед за Каддафи, Хусейном, и куда-нибудь подальше, но смочить его слюной перед тем, как проглотить они могут.
— При имидже "последнего тирана" санкции с него ЕС не снял, а продлил до конца октября 2015 года. Почему, на ваш взгляд?
— Санкции не существенны для Лукашенко и для Белоруссии, там совершенно другая структура экономики. Для Белоруссии было бы катастрофическим, если бы Россия ввела против нее санкции.
Белоруссия сейчас является шлюзом, через который европейские товары, запрещенные в России к продаже, проникают на территорию нашего государства. Поэтому, пока есть возможности для определенного выторговывания у России преференций, льгот и денег, все эти санкции никакого значения для нее иметь не будут.
— В аэропорту Минска транслируется украинский канал, а не российский. Какую игру ведет Лукашенко в украинских событиях? Читатели Pravda.Ru интересуются, не боится ли он майдана в Белоруссии?
— Не думаю. Майдан в Белоруссии маловероятен. Просто Лукашенко очень своеобразен. Многие его поступки и слова можно объяснять с помощью каких-то рациональных причин. Например, тем, что он пытается сохранить украинский рынок для белорусских товаров.
Белоруссия — государство очень не большое даже по сравнению с той же Украиной. Выхода к морю у нее нет, залежей полезных ископаемых нет, климат тоже достаточно суровый. Поэтому, он так по-хитрому, по-крестьянски пытается сохранить какие-то экономические выгоды.
С другой стороны, мне кажется, что если ты выступаешь в качестве союзника у РФ, то какие-то определенные границы в поступках и словах все-таки должны быть. То что, украинские каналы транслируются в аэропорту, это ничего не значит.
Сам Лукашенко часто выступает в качестве определенного застрельщика для провокаций. Но, здесь всегда следует смотреть в динамике, что Лукашенко делает и что говорит. Если ему хочется, пусть он говорит все, что угодно. Главное, чтобы он что-то делал для совместного российско-белорусского сотрудничества. Но все равно подчеркну, есть определенные тревожные симптомы у тех, кто сейчас в Белоруссии находится, и наблюдает за событиями.
Например, непонятно, зачем установили памятник князю Ольгорскому. Фактически начинается формирование альтернативной белорусской идентичности. Но если в советское время эта идентичность была фактически слита с общерусской, то есть это просто был региональный вариант русской идентичности, то сейчас эта идентичность будет наполняться откровенной русофобией литовских и польских корней, исторических, ментальных, культурных, и главное, мифологических.
Читайте также:
Чего боится Александр Лукашенко
Белоруссия сохранила "человечного человека"
"Нам есть чему поучиться у Белоруссии"
Читайте последние новости Pravda. Ru на сегодня, 31 октября 2014 года