В Польше как нигде в Европе говорят об угрозе нападения и применения Россией ядерного оружия, опасаются третьей мировой войны. Не говоря уже о страхе, что РФ, того гляди, перекроет газ. Антироссийский настрой Польши комментирует для читателей Pravda.Ru Сергей Обухов, депутат Госдумы от КПРФ, доктор политических наук.
— Сергей Павлович, вчера Польша опять заявила об ужесточении санкций против России. Вот эта русофобия — психологические проблемы, или все же чем-то оправданные опасения? Либо выполнение заказа?
— Думаю, что всего понемногу. Прежде всего, это форма существования определенной части польской элиты. То есть, способ выторговывания у великих держав и старших партнеров определенных преференций при изображении себя прифронтовым государством. Я бы даже сказал, что это мания величия, поскольку прямо на них нападают, пренебрегая остальными. Вы же понимаете, что в настоящее время Польша — вне сферы интересов России. Дай Бог разобраться с ближним зарубежьем.
Плюс поляки традиционно замешаны в украинском конфликте. Поляки решают геополитические задачи. Никто не отказался от геополитических претензий там на Рolska od morza do morza — Польша от моря до моря. Поэтому где-то мы в этом же русле. Ну, а перекрытие газа и все прочее, — мы то с вами понимаем, что ни в Европе, ни в России не заинтересованы в перекрытии. С китайской трубой тоже могут быть проблемы. И другого настолько газоемкого рынка у нас нет. Поэтому, если сами поляки с украинцами здесь ничего не начудят, то и никаких перекрытий не будет.
— Профессор Варшавского Университета Станислав Белень сказал, что русофобия является "немного модой, над причиной которой никто не задумывается". Так все-таки это мода, или действительно в польско-российских отношениях произошло нечто оправдывающее рост русофобии?
— Ничего не произошло, если не считать того, что определенное польские геополитические стремления не реализуются, а также планы, по крайней мере, в отношении Украины и Белоруссии. Здесь они проигрывают, ну, скажем так, в конкуренции с нами. Вот и все. Это средства для саморазогрева. И не надо забывать, что близятся парламентские выборы. Это время, где внешнеполитическая повестка дня тоже будет разыграна.
— Простые граждане разделяют опасения властей? Или только элита и интеллигенция?
— С одной стороны, это генерирует элита. А с другой, мы понимаем, что простые граждане тоже максимально внушаемы. Пример Украины показал, что отсутствия альтернативной точки зрения, перекрытие каналов приводит просто к демонтажу, ну скажем так, позитивного образа России. Идет определенное нагнетание. Поэтому, я думаю, что тот потенциал, который был за полвека союзнических отношений СССР-Польша, уже во многом растрачен и нивелирован.
— Другой польский профессор Бронислав Лаговский из педагогического университета Кракова сказал, что среди правых сил в Польше возродились "еще довоенные мечты эмигрантов и конспираторов о том, чтобы началась 3 мировая война. Они недовольны, что Германия не хочет войны, что плохо вооружается, что Бундесвер слабый, и выражают желание, чтобы Германия приняла участие в войне с Россией".
Что же это за правые силы? Их влияние велико? Польша забыла уроки Второй мировой войны и 6 миллионов погибших?
— А ведь Польша действительно забыла уроки Второй мировой войны. Думаю, что не только Польша, но и Германия, и практически западный мир. Видимо, все ждут очередной геополитической встряски, чтобы их вспомнить. Думают переписать историю. Мы сейчас видим, что разделение, которое было в мире, и конфликты накануне даже не Второй, а Первой мировой войны, возродились. Потому что ослаб центр второй силы. То есть Россия перестала быть мировой сверхдержавой.
Была же очень спокойная геополитическая ситуация до 1990 года. То есть предсказуемая, хоть и напряженная, но понятная. А сейчас каждый пытается играть по- своему. Американцы не справляются с однополярным миром. Поэтому все больше игроков, в том числе и Польша мнит себя определенным игроком.
— Судя по тому, как прислушиваются к аргументам России в Организации Объединенных Наций, вспоминается исключение Советского Союза из Лиги наций 75 лет назад. Это случилось в декабре 1939 года. И через два года началась Великая Отечественная. Может быть, нам стоит через два года ждать большую войну?
— Большой войны можно ждать в любой момент, а не только через два года. Потому что степень безумия, в том числе в среде элиты, велика. Оборачивается непредсказуемостью. Поэтому я бы такими сроками как два года даже не оперировал. Все гораздо страшнее.
Pravda.Ru сообщала ранее, что Варшава намерена требовать ужесточения санкций против России, "если Москва не изменит свою политику в отношении Украины", об этом заявил министр иностранных дел Польши Гжегож Схетина.
Читайте также:
Эйнарс Граудиньш: Внутренняя политика Латвии становится совершенно антирусской
Леонид Гусев: Литва и Польша лидируют во враждебности к России