Доктор политических наук, эксперт по Китаю Алексей Воскресенский специально для Pravda.Ru прокомментировал происходящие в Гонконге массовые акции протеста.
— С 26 сентября в Гонконге идут студенческие протесты, которые руководство Китая называет инспирированными из-за рубежа. Однако западная пресса настаивает, что это недовольство вызвано недальновидной политикой Китая и тем, что в Гонконге не любят материковых китайцев. И что предупреждения активистов о неконтролируемой иммиграции в случае изменения избирательной системы не на шутку напугали местных жителей. Так ли это? Есть ли социальная напряженность в Гонконге?
— Китайцы всегда остаются китайцами, они относятся друг к другу, прежде всего, как к представителям этой нации. Здесь есть несколько причин возникших проблем. Китай придерживался концепции "один Китай — две политические системы".
У Гонконга не было своей отдельной политической системы, но он обладал достаточно большим периодом существования, как колония Великобритании и пользовался значительной открытостью, которая существует в демократических рыночных государствах.
Кроме того, когда Гонконг был в составе Великобритании, он одновременно и был мировым финансовым центром. После того, как Гонконг перешел обратно к Китаю, он, с одной стороны, сохранил некое своеобразие своей политической системы, а с другой стороны, экономическая ситуация в Гонконге изменилась.
Гонконг перестал быть мировым финансовым центром. С другой стороны, материковый Китай попытался сделать новый финансовый центр из Шанхая. Это сузило возможности для Гонконга выполнять те функции в мировой финансовой системе, которые он играл до возвращения в лоно родины.
Вторая вещь связана с кризисом, который начался в 2008 году. С одной стороны, авторитарная система позволяет меньше реагировать на те изменения, которые происходят в мире. Просто там больше влияния какого-то одного человека, либо какого-то одного политического фактора.
С другой стороны, сами гонконгцы в этом отношении привыкли исторически гораздо более к свободной политической системе. Сейчас был намечен компромисс, который не удовлетворял гонконгцев, им предложили, что пекинские власти будут предлагать несколько кандидатур будущих глав администрации, а гонконгцы будут выбирать из них. То есть это нечто вроде системы, которая существует в провинциях Китая, где осуществляется политическая реформа.
Главная задача материкового Китая — сохранить политическую стабильность. Гонконг представляет собой анклав, который полностью в КНР вписан, он соответствует идее — "одно государство — две политические системы". Но, по-видимому, будет какой-то компромисс. Это желание большей свободы политического выбора присутствует везде. Это общая тенденция в мире.
Люди хотят демократизации, но при этом не хотят, чтобы у них все развалилось. Этот баланс между демократизацией и политической стабильностью — это очень сложная вещь. Она по-разному решается в каждых конкретных условиях стран.
— Не является ли Китай следующей жертвой США по дестабилизации правительств? В Бразилии и Аргентине, уже попробовали провести бунты, какая почва для цветных революций есть в Индии, ЮАР? Цель США — страны БРИКС?
— США — это государство с очень большими возможностями. Но в последнее время в любом событии, которое происходит на международной арене, видят руку Обамы. И это кроме улыбки, вызывать ничего другого не может. Главное — существующие внутренние проблемы. Если нет внутренних проблем и общество свободное, то никакое внешнее влияние не может оказать здесь большого влияния.
Читайте также:
Андрей Островский: Гонконг "раскачали" те, кто хочет нанести удар по китайской экономике
Андрей Карнеев: КНР не допустит ничем не ограниченные выборы в Гонконге
Дмитрий Мосяков: События в Гонконге — игра Запада, призванная сдержать сближение России и Китая
Читайте последние новости России на сегодня, 30 сентября 2014 года.