Надежда Шведова: Демократия одного начинается там, где заканчивается демократия другого

Доктор политических наук, руководитель центра социально-политических исследований Института США и Канады РАН Надежда Шведова поделилась с Pravda.Ru мнением, что американской демократии в настоящий момент ничего не угрожает, а различные протесты лишь показатель ее здоровья и способности защищаться.

Власти штата  Колорадо разослали в школы руководство по пересмотру учебника истории США для старших классов, предназначенного для поступления в ВУЗы(Advanced Placement US history course),  пишет газета  Cristian Sciens Monitor ,  чтобы "не поощрять или не оправдывать гражданские беспорядки, социальную рознь  и пренебрежение законом".  Во вторник сотни  школьников в округе Джефферсон, штат Колорадо,  прервали занятия и вышли на демонстрацию протеста с  плакатами: «Нет ничего более патриотичного, чем протест». О чем свидетельствует, по сути,  этот отказ от свободы слова, которой так гордятся американцы?

— Во-первых, это еще не отказ. Чиновники предлагают одно, а народ тут же реагирует  и заявляет о том, что навязывают ограничения их точке зрения,  они не хотят позволить и считают, что лучше защищать свои неотъемлемые гражданские  права. Во-вторых, как мне кажется, данная ситуация, наоборот, говорит о здоровом демократическом принципе, который существует в стране на уровне широкого осознания. Это нормально, когда одна сила предлагает одно, другая сила выступает против этого, и обе эти силы используют законные, обозначенные юридическими рамками возможности к протесту. Это и есть признак здоровой демократии, которая способна защищать, способна к самовозрождению.

Газета  пишет, что многие консерваторы в США подчеркивают, что новый курс истории  больше не учит молодежь американской исключительности  и  дает  некоторые американские действия, например,  атомную бомбардировку городов Японии во время Второй Мировой войны в негативном контексте. Вы согласны с опасениями консерваторов?

— Не согласна, потому что я знаю, что в США существуют очень сильные либеральные направления. И понятное дело, всюду существуют ура-патриоты, которые хотят закрывать глаза на некрасивые поступки власти и считают, что все равно все было пушисто и замечательно. Но обе эти позиции имеют право быть, и это тот самый баланс в обществе, который не позволяет скатиться в какую-то крайность. Вообще крайности - это очень тяжело. Демократия одного человека кончается там, где начинается демократия другого.

После беспорядков в городе Фергюсон на расовой почве  Америка полемизирует о  расовых противоречиях и угрозе полномасштабных беспорядков,  власти вооружают  полицейских  пулеметами.  Сможет ли полицейское государство остановить эти протесы в случае их масштабного  проведения?

— Во-первых, я не считаю Соединенные Штаты Америки полицейским государством. Во-вторых, в любой стране штыками протесты не остановить, если они зреют, как раковая опухоль. В какой-то момент полицейское государство может задушить волю народа. Но это только вопрос времени, протест всплывет годом позже. Вообще не может быть социального мира, поддерживаемого штыками. Это все равно что без любви удерживать семейную пару.

Здесь должен быть здравый смысл, чувство меры. Я думаю, что американская история показала неоднократно живучесть демократии: были же бунты и в 1960-х годах, было огромное гражданское движение против войны во Вьетнаме,  движение за гражданские права и, наконец , несколько волн феминистского движения. Так что мой ответ однозначен: чем больше закручивают гайки, тем больше рождается чувство противоречия и протеста.

Читайте также:

La Repubblica: Кончаловский призвал Европу успокоиться со своей демократией

Посол Белоруссии: у каждого своя демократия

Американцы верят не в демократию, а в армию

Читайте последние новости на сегодня, 26 сентября 2014 года.