"Сейчас российское гражданство принимают как "неграждане", так и граждане Латвии, отказываясь от своего прежнего правового статуса, пишет "Российская газета". Главная причина в том то, что пенсионный возраст в РФ ниже и пенсии больше, и между странами есть пенсионное соглашение, позволяющее производить взаимозачет трудового стажа.
Российский паспорт стал цениться еще и потому, что "негражданам" Латвии и Эстонии предоставлено право свободного передвижения по Европе. То есть можно свободно ездить и в ЕС, и в Россию. Какие бы выводы вы могли сделать из такой "экспансии" российского паспорта?
На этот и другие вопросы корреспонденту Pravda.Ru ответил профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель магистерской программы "Исследования Балтийских и Северных стран" Николай Межевич.
— Я бы не сказал, что речь идет об экспансии. Для ряда граждан Латвии, а так же для лиц, вступающих в гражданство, процедура выхода из гражданства может проходить в двух направлениях — выход из безгражданства в направлении латвийского паспорта и российского.
То есть сейчас можно говорить о том, что выход в направлении российского паспорта несколько увеличился. Но это не такое массовое явление, как можно было предполагать, поскольку, в целом, число неграждан и в Латвии, и в Эстонии постепенно сокращается, в том числе, и по демографическим причинам, и потому, что люди уезжают в Россию и Европу.
— Много наших граждан покупают недвижимость за рубежом (в Италии, Испании, Греции). Нужно ли России заключать пенсионные соглашения, в том числе, и с этими странами?
— Прежде всего, давайте отметим, что число граждан России, покупающих недвижимость за рубежом последние 6-7 месяцев достаточно резко сократилось. Если человек покупает дом в Греции, в Италии, на юге Франции, честно говоря, маловероятно, что российская пенсия для него является такой судьбоносной.
Скорее, можно говорить о том, что этот человек заработал деньги и вкладывает их в недвижимость за рубежом. Количество таких покупок резко сократилось, и особенно оно сократилось по Эстонии, Латвии, а по Литве оно всегда было небольшим. В Финляндии, например, не только из-за внутреннего спроса, но и из-за российского фактора уже началось падение цен на недвижимость.
— На Западе существует боязнь ползучей интервенции России через "раздачу паспортов" гражданам государств постсоветского пространства, а затем "аннексирования" их территорий. Как вы оцениваете с этой точки зрения угрозу "пенсионного вторжения" России? Это ведь своего рода "мягкая сила"?
— Это действительно мягкая сила, но речь, во-первых, с российской стороны не идет о раздаче кому угодно, это не колбаса в магазине. С другой стороны, для определенных категорий граждан соседних стран, прежде всего, существует юридическая возможность отказаться от одного гражданства, и выбирать другое.
Подобные процедуры в разных объемах были характерны или являются характерными для ряда стран, регионов мира. Например, после распада британской и французской империй подобные схемы изменения гражданства были достаточно популярны.
— Нужно ли России активизировать в этом направлении работу?
— В этом направлении должна быть разумная, взвешенная политика. Например, очевидно, что человек, претендующий на российское гражданство, должен объясняться на русском языке, а не на грузинском или суахили. Должен иметь представление об истории, культуре той страны, гражданство которой он получает.
— Эти люди ведь будут своего рода нашей шестой-восьмой колонной…?
— Я бы не стал в таком военном аспекте все это рассматривать. В конце концов, в демократическом обществе выбирают не только то, какую газету читать, но, в определенной степени, с некоторыми ограничениями, существует и процедура выбора граждан.
Читайте также:
Дмитрий Чернышевский: Русские живут по всему миру, а проблемы только в Прибалтике
"России не нужно искать союзников"
Литва: пройдет ли мода на русофобию?
Читайте последние новости России на сегодня, 25 сентября 2014 года