Председатель правления ассоциации "Земля из космоса" Ольга Гершезон рассказала Pravda.Ru о том, какие новшества России следует перенять у США в космической сфере.
—В связи с напряженными отношениями США и России NASA ускорила создание собственных пилотируемых космических кораблей, аналогов российским "Союзам". Контракты на строительство этих кораблей нового поколения аэрокосмическая компания заключила с корпорациями Boeing и SpaceX. Общая сумма контрактов составляет 6,8 миллиардов долларов. Запуск новых кораблей планируется производить с территории США (штат Флорида). Будет ли этот второй опыт создания собственных американских кораблей удачным, а корабли более надежными, чем те, что летали в ходе реализации программы Спейс Шаттл?
—Не думаю, что можно считать, что у них что-то было неудачным. Просто нам повезло, что они не стали реализовывать это более целенаправленно, поэтому использовали наши корабли. Для нас эти санкции - шанс развить нашу промышленность, если мы будем правильно себя вести и помогать наукоемкому бизнесу, в том числе, работая над импортозамещением. Конечно, это вынужденные вещи, но надо их использовать с умом.
— Одной из причин окончания программы Спэйс Шаттл в 2011 году называют большие траты. Готовы ли США сейчас вливать огромные суммы в космонавтику, учитывая их значительные траты на боевые действия на других континентах?
—У них на все хватает денег. А главное, эта разумная политика в космической области: в 2003 году США приняли закон, который устанавливает, что всё то, что способен произвести частный сектор, не должно покупаться у государства. Почему и появилась компания SpaceX, которая делает очень рентабельные пилотируемые аппараты. У частного бизнеса появился шанс войти в госзаказы, и это то, что помогло им развиваться очень быстро. Надо брать все лучшее, что есть в мировой практике, и делать это у себя, чтобы развивать свою промышленность.
—Смогут ли корпорации удешевить производство с учетом того, что та же компания Боинг покупает титан для строительства самолетов в России, а сейчас, как известно, санкции?
—Я не большой специалист именно в авиационной промышленности, но я думаю, что опять же за счет привлечения частного бизнеса они смогут быть очень рациональными. Другое дело, сколько это займет времени. Быстро это, в любом случае, не делается в промышленности. Кто-то должен пойти на компромисс.
—Пострадает ли российская космическая отрасль? Следует ли нам ждать новой космической гонки США и России?
—Я надеюсь, что разум возобладает и мы будем кооперироваться в международное сообщество, а не изолироваться. Изоляция не сделает никого счастливее, вот что самое главное. Мы все живем на одной планете, и чем больше мы будем друг другу доказывать, что мы сильные, тем скорее нам станет негде жить. А выбирать, возможно, придётся между тем, чтобы жить на мусоре или смотреть на замусоренную, угробленную нами планету. Надо объединяться, чтобы бороться за решение реальных проблем: изменение климата, огромные потери лесов, опустнынивание земель и т.д. А мы вместо этого воюем не понятно за что и непонятно с кем.
Читайте также:
Игорь Лисов: США еще на несколько лет останутся в космической зависимости от России
NASA заключило контракты с Boeing и SpaceX для строительства космических кораблей