Игорь Лисов: США еще на несколько лет останутся в космической зависимости от России

Напряженные отношения США и России вынудили NASA ускорить создание собственных пилотируемых космических кораблей, аналогов российским "Союзам". Контракты на строительство этих кораблей нового поколения аэрокосмическая компания заключила с корпорациями Boeing и SpaceX. Общая сумма контрактов составляет 6,8 миллиарда долларов. Запуск новых кораблей планируется производить с территории США (штат Флорида).

Будет ли этот второй опыт создания собственных американских кораблей удачным, а корабли более надежными, чем те, что летали в ходе реализации программы Спейс Шаттл? На эти и другие вопросы корреспонденту Pravda.Ru ответил редактор и обозреватель журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов.

— Эта программа не имеет никакого отношения к напряженным отношениям. Она направлена на устранение зависимости Соединенных Штатов от России, в которую они попали около 10 лет назад, когда отказались от доставки экипажей на МКС с помощью шаттлов. Все идет в том порядке и с теми денежными затратами, которые они могут себе позволить.

На протяжении нескольких предыдущих лет конгресс регулярно занижал средства на эту программу, и NASA, как орган правительства Соединенных Штатов, выступал против, упирая на то, что Америка остается в зависимости от России, и это плохо.

Возможно, события последнего года подстегнули желание всех заинтересованных сторон в том, чтобы это проблема была снята. Но говорить о том, что это было главной причиной — нельзя. Что касается кораблей, я не сомневаюсь, что американские инженеры вполне способны сделать корабль класса "Апполон" даже сейчас.

— Как вы оцениваете шансы NASA доставлять астронавтов на МКС независимо от России?

- Если МКС доживет до 2018 года, тогда они будут это делать. Кстати, независимости по-прежнему не будет, потому что планируется сохранить схему, при которой часть американцев летает на наших кораблях, а часть наших — на американских.

— Пострадает ли российская космическая отрасль?

— Думаю, что нам будет несколько проще, потому что выпускать четыре "Союза" в год достаточно тяжело. А к началу полета американских кораблей можно будет сократить их выпуск и перенаправить силы на скорейшее завершение проекта нового пилотированного корабля.

— Одной из причин окончания программы Space Shuttle в 2011 году называют большие траты. Готовы ли США сейчас вливать огромные суммы в космонавтику (учитывая их значительные траты на боевые действия на других континентах)?

— Да, у них немного сократился бюджет по сравнению с тем, что было 3-4 года назад, но в принципе, все в пределах одного порядка цифр. Такого падения, как было у NASA, скажем в 1991 году, и близкого нет. Новые корабли, скорее всего, будут дешевле в эксплуатации, потому что шаттл дал ей в год 3-3,5 миллиарда в независимости от того, летает или не летает. На новые корабли, на доведение их до летного состояния двум фирмам выдано в общей сложности шесть с лишним миллиардов на ближайшие 3-4 года, то есть видно, как минимум, вдвое меньше.

А дальше посмотрим в эксплуатации. Дело в том, что американцы собираются закупать именно услуги по доставке, а не сами корабли. Поэтому, им не очень логично увеличивать эту сумму до бесконечности

— Смогут ли корпорации удешевить производство (с учетом, что та же компания Боинг покупает титан для строительства самолетов в России… а сейчас санкции как известно)?

— Думаю, все, что нужно американцам, они из-под санкций выведут.

Смотрите ФОТО: Земля: взгляд со стороны

Читайте также:

Глобальный удар: стоит ли России опасаться?

США снова грозят звездными войнами

США строят батут для прыжков в космос

Читайте последние новости на сегодня, 12 сентября 2014 года