Ведущий научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Александр Кокеев в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, чем вызвано охлаждение Германии в отношениях с Россией.
— Ангела Меркель в последнее время вывела Германию из относительного внешнеполитического нейтралитета. Канцлер объявила, что намерена поставлять оружие курдам в Ираке, и стала одним из самых активных сторонников санкций против России. Почему произошли столь резкие перемены во внешней политике Германии?
— Этот вопрос сейчас часто обсуждается в среде политологов, в среде просто интересующихся международными отношениями. Германия все время так или иначе была неким проводником. Иногда ее с перебором называли адвокатом, проводником российских интересов, проводником, мостом между Россией и европейским сообществом.
Между Россией и Евроатлантическим союзом тоже в значительной мере есть очень большие торгово-экономические связи, есть географическая близость, которой нет ни у США, ни у многих других. Об этом можно много говорить. Наши отношения в какой-то степени были особенными до определенного времени. Я не связываю это время с украинским кризисом. Началось все раньше.
— С чего все началось?
— Началось с их неудовлетворенности в 2012–2013 году начавшимися процессами модернизации. Я сейчас говорю, как они это рассматривали. Коррупция, которая, как они надеялись, на начальной стадии исчезнет, не остановилась при работе здесь фирм, инвестиции продолжали в значительной мере уходить в черную дыру, хотя, торговля все росла и росла.
Меркель уже не шредеровскую политику проводила, а более жесткую. Она хотела встречаться с представителями оппозиции, а не только с официальными представителями власти. Можно много об этом говорить.
Кризис на Украине в значительной степени сплотил западные страны, убрал их разногласия, хотела того Россия или нет. Они стали более едины в своей антироссийской позиции.
— Канцлер поначалу имела свои интересы на Украине, вспомним Кличко и партию УДАР — это ее протеже. Почему сейчас этот проект ее не интересует?
— Германия имела свои интересы на Украине, она их имеет, как и каждое государство. Эти с противоборством на Украине перешли в серьезные противоречия. В частности, интересы Запада и интересы России, и методы действия и Запада и России. Здесь я достаточно критичен к обеим сторонам. Ошибок было много везде.
Представителям Запада не надо было приезжать и обнимать на майдане совершенно разных людей. России, очевидно, не стоило сразу кричать громко, что нас вообще Запад не интересует, что мы повернемся к Китаю.
Я возвращаюсь к Германии, надо иметь в виду, что Германия за последнее время осуществляет поворот к более независимой политике. И в этом отношении можно было бы ожидать ее большего противостояния, скажем, с США, в том, что касается санкций, потому что немцы все время говорят — у вас объем торговли другой, у вас границы 8000 км от России, а у нас за несколько сот больше и так далее.
Самостоятельность Германии сейчас выливается и в то, что она больше вовлечена в западную политику. Германия стала практически единоличным лидером Европейского союза. В этом лидерстве она должна учитывать своих прежних больших союзников — Францию, Голландию.
Но она должна учитывать и Эстонию, и Латвию, и Литву, и Польшу — страны со своими историческими проблемами, неприязни к России, со своими историческими фобиями, страхами, послесоветского периода.
Германия, повысив свой вес в мировой политике, использует этот вес и на Западе, и в ЕС, и в НАТО, и с американцами. Другое дело, очень часто спрашивают, как можно пускать под откос такие отношения, какие ведет фирма Smiens здесь, Adidas, Mercedes, Daimler и другие. Почему она не считается с их интересами? Считаться приходится.
Лидеры Германии постоянно говорят о том, что нити диалога с Россией рвать нельзя, что санкции надо отменять сразу, как только будет какой-то просвет. Меркель как раз подчеркнула, что Германия будет первой страной, которая заявит об их отмене, как только увидит какой-то прогресс.
Я бы эту позицию не преуменьшал, делают они много ошибочного, с точки зрения России, много того, что мы не ожидали от дружественной нам страны. Но надо иметь в виду, настолько далеко, как американцы, они не идут.
Читайте также:
Меркель выбрала "легких в выращивании"
Мира во всем мире не будет, пока…