Объявленное на Украине перемирие может стать отложенной зачисткой Донбасса от ополченцев, сказал в интервью корреспонденту Pravda.Ru руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков.
— Седьмого сентября обнародовано минское соглашение о "перемирии". Много говорят о том, что юридически оно не состоятельно, так как Леонид Кучма не является официальным представителем Киева. Но у него были полномочия, и Порошенко отдал приказ о прекращении огня. Что вы думаете о юридической состоятельности соглашения?
— В украинском МИД подтвердили, что Леонид Кучма представлял на переговорах в Минске официальный Киев. Могут быть разночтения по другому вопросу. Минские соглашения подписали представили ДНР и ЛНР. Политический директор украинского МИД Алексей Макеев заявил, что "Украина не ведет переговоров" с этими республиками, но не все разделяют такую трактовку.
Например, экс-спикер Верховной Рады Владимир Литвин заявил, что "заключив соглашения с представителями так называемых ДНР и ЛНР в Минске, Украина признала их стороной переговорного процесса".
Другое дело, что Киев легко может найти поводы, чтобы расторгнуть соглашение. Уже сейчас в украинских СМИ много упоминаний о нарушении режима прекращения огня, и во всех подобных инцидентах в таких публикациях обвиняются ополченцы. Соглашения фактически не решают вопроса о статусе ДНР и ЛНР.
Поддержка "партии войны" на Украине все равно остается довольно значительной, заметный военный потенциал у Киева сохраняется. Поэтому пока больше вероятности, что нынешнее перемирие будет более длительным, чем июньское, но все равно станет лишь передышкой перед возобновлением боевых действий.
— Два пункта вызывают сомнения — это признание особого статуса ДНР и ЛНР, как областей Украины. Что это компромисс?
— Вице-премьер ДНР Андрей Пургин уже отмечал, что он и его соратники понимают особый статус, как "сохранение независимости с общим культурным, экономическим пространством Украины" и обращал внимание, что о возращении Донецка и Луганска в состав Украины речи не идет.
То есть, здесь трактовка особого статуса подразумевает практически "цивилизованный развод" с Киевом. С другой стороны, уполномоченная украинского президента по мирному урегулированию Ирина Геращенко считает, что "соглашением сохраняется территориальная целостность и суверенитет Украины".
Подобные переговоры обычно начинаются с вопросов, по которым можно найти хотя бы временный, но быстрый компромисс (например, обмен пленными и остановка боевых действий). Вопрос о будущем ДНР и ЛНР явно сложнее, поэтому, скорее всего, его де-факто вынесли за рамки прошедшей встречи в Минске, предложив растяжимую формулировку об "особом статусе", который каждая из сторон может трактовать, как захочет.
На деле, чтобы обеспечить ополченцам Донбасса безопасность, их лидерам логично добиться автономии правоохранительной и судебной системы от Киева, а также гарантий, что украинские силовики не войдут на территорию ДНР и ЛНР. В противном случае, перемирие станет отложенной зачисткой Донбасса от ополченцев.
Гарантии безопасности сторонникам создания ДНР и ЛНР может дать как минимум очень широкая автономия, которую трудно будет оформить без внесения поправок в конституцию Украины. Но пропустит ли такие поправки новая Верховная рада, в которую многие политики попадут именно благодаря своим "ястребиным" лозунгам? Поэтому вопрос о статусе либо останется "подвешен", если конфликт будет в замороженном состоянии, либо станет поводом для возобновления конфликта после короткого перемирия.
— И второй пункт — о выводе незаконных вооруженных формирований, военной техники, боевиков и наемников с территории Украины. Это, как мы знаем, еще по женевским положениям трактуется по-разному. Читатели Pravda.Ru интересуются, зачем этот пункт включен в соглашение? Он явно не сможет быть выполнен.
— Показательно, что представительство ЕС в Киеве, приветствуя данные соглашения, заявило о желательности "вывода с территории Украины незаконных вооруженных формирований и сил, незаконно действующих в стране". Если бы еврочиновники подразумевали под таковыми части нацгвардии Украины, как это трактуют в руководстве ЛНР, они вряд ли предлагали бы "выводить" эти подразделения с территории всей страны.
Вспомним и более ранний пример, когда в убийстве почетного консула Литвы Николая Зеленца верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон обвинила "незаконные вооруженные группы востока Украины", судя по контексту, называя так ополченцев Новороссии.
Таким образом, если европейские партнеры Киева считают незаконными вооруженными формированиями именно ополченцев, то у украинских верхов тем более появляется повод также трактовать этот пункт соглашений и не выполнять их, по отношению к военным частям и наемникам, оказавшимся на стороне официального Киева.
— Надолго ли перемирие? Если да, то почему?
— В ходе парламентской предвыборной кампании Петра Порошенко и украинские верха чаще будут обвинять именно в том, что силовая операция не была доведена до конца, не закончилась подавлением сопротивления ополченцев. Это будет создавать нервозность у руководства Украины и большой соблазн продемонстрировать ту самую жесткость по отношению к сопротивлению в Донецке и Луганске.
Если брать за точку отсчета только предвыборные цели, Киев может возобновить силовую операцию где-то за пару недель до дня голосования (он, напомню, намечен на 26 октября). Это достаточное время, чтобы вдохновить избирателей, нацеленных на жесткое решение проблемы, и при этом за такой промежуток времени вряд ли наступление правительственных войск полностью захлебнется.
Однако мы помним, что предыдущее перемирие, поддержанное Петром Порошенко, продержалось совсем недолго. Оно наверняка будет периодически нарушаться, потому что "ястребы" в Киеве (да и их партнеры за пределами Украины) довольно влиятельны. Таким образом, Минские соглашения пока гарантирую лишь шаткое перемирие, которое очень быстро может вернуть конфликт в "горячую" фазу.
— Есть ли у всех сторон деньги на ведение войны?
— Глава украинского кабмина Арсений Яценюк недавно заявил, что минобороны использовало только 45 процентов средств, выделенных на проведение силовой операции на Донбассе. Впрочем, Яценюк уже включился в парламентскую предвыборную кампанию и явно настроен собрать голоса тех, кто настроен на подавление сопротивления в Донецке и Луганске и считают политику Петра Порошенко в этом вопросе "слишком мягкой" или неэффективной.
В этом смысле к заявлениям главы кабмина надо относиться осторожно, ведь ему выгодно сейчас создать у украинского избирателя завышенные ожидания в этой сфере. Однако вряд ли эти заявления вовсе беспочвенны — скорее всего, средства на проведение военной операции у Киева остались. Другое дело, что изыскивать эти средства украинскому правительству будет все сложнее, а западная финансовая помощь оказалась заметно меньше ожидаемых объемов.
Читайте также:
Украина получила мир или передышку?
Михаил Александров о ситуации на Украине: Никакого перемирия нет
Украина готова отпустить Новороссию
Читайте последние новост из Новороссии на сегодня, 9 сентября 2014 года.