Объявленное перемирие не решает главные вопросы на Украине, сказал в интервью корреспонденту Pravda.Ru заместитель директора Центра научной политической мысли и идеологии, доктор исторических наук, профессор Вардан Багдасарян.
— Седьмого сентября обнародовано минское соглашение о "перемирии". Много говорят о том, что юридически оно не состоятельно, поскольку Леонид Кучма не является официальным представителем Киева. Но у него были полномочия, и Порошенко отдал приказ о прекращении огня. Что вы можете сказать о юридической состоятельности соглашения?
— Юридическая составляющая, конечно, под большим вопросом, но я не вижу проблемы в том, что там был Кучма, а не какой-то официальный представитель Киева. Тем не менее, последовали определенные шаги.
Сам формат ведения переговоров через таких частных посредников существует в мировой дипломатической практике, ничего тут такого, принципиально подрывающего саму инициативу, я не вижу.
Хотя, конечно, если бы это все осуществлялось на уровне официальных лиц, скажем, министр иностранных дел на этом уровне, то, наверное, это, конечно, легитимности большую весомость придало заключаемому соглашению.
— Два пункта вызывают сомнения — это признание особого статуса ДНР и ЛНР, как областей Украины. Это компромисс?
— Перемирие было заключено в тот момент, когда стратегическая инициатива принадлежала новороссам. Они наступали, по сути, это срыв атаки. Они вводили стратегические инициативы, возникло несколько котлов. То, что затормозили это наступление — играло на руку противоположной стороне.
Принципиальный вопрос заключается в следующем: перемирие приведет к миру, или перемирие, как передышка для следующей военной фазы. Я больше склоняюсь к мысли, что это передышка. Если передышка, значит должны оценить, кому она больше выгодна.
Учитывая, какие ресурсы могут быть брошены со стороны Новороссии, и те ресурсы, которые предоставляет Запад, это передышка. Основные вопросы это перемирие не решает. А какой основной вопрос? Киев не собирается признавать Новороссию, а федерализация для новороссов — шаг назад.
Всем понятно, кто устроил этот сценарий на Украине. Это Запад, цель которого — поддержание конфронтации между Россией и Украиной, между Россией и Европой, поэтому примирения в планы мирового проектира не входит. Поэтому, видимо, будет следующая военная фаза, и к этой военной фазе надо быть готовым.
Значит вероятность раздела Украины по чехословацкому сценарию, то есть мирно, вы оцениваете как маловероятную?
— Сам Порошенко говорил, что мирный план Путина повлиял на его позицию. Можно ли сказать, что путинская инициатива важна с той точки зрения, что Россия борется за то, чтобы остановить войну?
— Конечно, мирные инициативы и дипломатические усилия оказывают влияние на политический процесс. Понятно, что не будь России, ее поддержки, Новороссия вряд ли смогла бы удержаться.
Думаю, на Западе будут надавливать, чтобы сценарий был более жесткий, и Порошенко занимал более жесткую позицию. И так же встает вопрос о том, является ли Порошенко той фигурой, которая отвечает западно-политической позиции в отношении Украины.
Читайте также:
Украина получила мир или передышку?
Сергей Михеев: Тот, кто захочет нарушить мир на Украине, сделает это без проблем
Александр Храмчихин: Перемирие будет недолгим. Украина хочет воевать
Читайте последние новости на сегодня, 8 cентября 2014 года