Заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ, доцент Александр Гущин в интервью корреспонденту Pravda.Ru прокомментировал состоящий из семи пунктов план Путина по стабилизации ситуации на юго-востоке Украины.
— Как вы относитесь к проекту президента, насколько он отвечает реалиям? Можно ли надеяться, что украинские власти прислушаются?
— Думаю, что план Путина — это компромиссный вариант, на который Россия готова пойти. Он показывает, что Москва оказывает огромное влияние на руководство этих двух непризнанных республик. И то, что он сказал, что ополченцы должны прекратить наступление, — это серьезный компромисс со стороны России, потому что сделано это заявление в период, когда ополченцы наступали, и у них было много возможностей завершить освобождение Луганской и Донецкой областей. Это первое.
Во-вторых, этот план становится индикатором того, насколько украинская сторона готова к диалогу и насколько она вообще независима в этом конфликте. С другой стороны, этот план для партии войны в Киеве неприемлем, потому что предполагает отвод войск на значительное расстояние, чтобы города не обстреливались, а это несколько десятков километров. Видимо, предполагается, что будет создана какая-то демилитаризованная зона, то есть это отдает большую часть территории этих областей в руки ДНР и ЛНР.
Порошенко имеет меньшее отношение к войне, чем тот же премьер, тот же Ляшко. Думаю, что и Тимошенко будет активно эксплуатировать идею войны. Это станет индикатором того, насколько Порошенко реально контролирует ситуацию, и, насколько он заинтересован сломить сопротивление сторонников партии войны и перейти к мирным переговорам. Думаю, он сам хотел бы мирных переговоров.
Москва, судя по всему, не намерена настаивать на независимости Новороссии, а согласна обсуждать широкую федерализацию и, возможно, конфедерацию. Другое дело, что под этой федерализацией Москва может принимать свое участие в выработке будущего внешнеполитического курса страны. То есть, помимо политического представительства этих регионов, более серьезного, и серьезной автономии, как это понимает Москва, это должно быть основано на внеблоковом статусе. Это Порошенко может вполне не устраивать.
Из этого делаю вывод, что пока говорить о скором прекращении огня на долгий период сложно. Если и будет какое-то перемирие, то оно будет носить достаточно хрупкий характер. Если не будет серьезного передвижения войск, то взаимные обстрелы и провокации могут сохраняться.
Я сомневаюсь, что Порошенко в предвыборных условиях сможет пойти на переговоры непосредственно с лидерами непризнанных республик. Поэтому говорить о том, что мир устанавливается, преждевременно. Но многое будет зависеть от того, какое решение примет саммит НАТО, и какую позицию займет Вашингтон, как он будет инструктировать нынешнее украинское руководство.
— Как мир отреагирует? Читатели Pravda.Ru спрашивают, может ли измениться отношение к России, как к стране, настаивающей на мирном урегулировании конфликта? Будет ли способствовать этому озвученный план?
— Все равно негатив по отношению к России будет сохраняться. Будет сохраняться мнение о том, что российские войска там воюют, и что все это движение не обошлось без участия России.
Тем более, что Украина попытается представить это дело, как свою победу, что, не смотря на то, что украинская армия отступила, что Россия понесла серьезные издержки, в том числе, в ходе военных действий, вынуждены пойти на такие мирные предложения.
А то, что некоторые страны Европы в силу экономических причин, выступают против санкций, это не представляет серьезного веса. Думаю, мирный план серьезно не повлияет на решение НАТО по продвижению границ, это с одной стороны. С другой стороны, основополагающий акт Россия-НАТО вряд ли будет пересмотрен в ходе нынешнего форума, который состоится в Уэльсе.
— Вы говорили о том, что Вашингтону мирный план не выгоден, однако некоторые американские СМИ уже написали:
"Мирный план Путина, кратко изложенный им во время полета в самолете над Сибирью, внес сумятицу в дипломатических кругах и предоставил Западу предлог для того, чтобы отложить введение карательных санкций, которые нанесли бы ущерб экономике европейских стран…" — пишет газета New York Times. Прокомментируйте эту реакцию?
— Запад Западу — рознь. Европа серьезно подсела на российский газ, и есть серьезные бизнес-контакты, интересы. Прежде всего, страдает именно Юго-Восточная Европа.
Словакия, Венгрия и Болгария страдают от перспектив остановки строительства "Южного потока". Но говорить о том, что у США появляется предлог, чтобы ослабить давление, я бы не стал, потому что и последние визиты Обамы, и все его заявления показывают, что США занимают достаточно жесткую линию.
Думаю, что на нынешнем саммите НАТО они будут дальше продавливать европейских партнеров с точки зрения их санкций в отношении России. Уверен, что решение Франции не поставлять сейчас вертолетоносец связано, не в последнюю очередь, с давлением Вашингтона на Францию.
Читайте также:
Для Киева даже лучший сценарий смертелен
"Вторжение на Украину": доказательства будут?
Чем тушить пылающий котел Украины
Читайте последние новости на сегодня, 5 сентября 2014 года.