Елисейский дворец в четверг был вынужден дать опровержение словам президента Франсуа Олланда о том, что условия передачи РФ первого "Мистраля" отсутствуют. "С юридической точки зрения ничего не изменилось, поставка запланирована на 1 ноября. Речь идет о политической позиции главы государства", — цитирует Елисейский дворец РИА Новости. Эксперты говорят, что такие заявления вредят репутации Франции.
— Для чего Олланду подставлять себя под огонь критики, если его рейтинг, согласно последнему опросу, составляет 17 процентов?
На этот вопрос корреспонденту Pravda.Ru ответил руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский.
— Франция очень расколота по этому вопросу. На нее идет сильное давление с целью расторгнуть этот контракт. Давят, в том числе, лично Обама, Кэмерон и многие другие. Это извне. Идет давление и внутри со стороны компаний, которые говорят о будущем, о тысячах занятых рабочих, о потерянных деньгах.
Но различные кампании за прекращение этого контракта гораздо сильнее. Только что французы подписали контракт с Саудовской Аравией, что те будут платить пять миллиардов долларов за французское вооружение для Ливана. Это гораздо больше. С материальной точки зрения этот контракт не смертелен. Тем более американцы накануне саммита НАТО дают понять, что смогут как-то распределить не только французские убытки, но и потери англичан и Германии.
Для Олланда выбор, конечно, тяжелый. С одной стороны, на него давят, и он должен с этим считаться. С другой стороны, он понимает, что если случится юридическая отмена контракта, произойдет не только потеря денег и рабочих мест. Это потеря возможности иметь собственную позицию в регулировании и украинского кризиса, и вообще противостоянии Восток-Запад, которое сейчас резко обострилось.
Франции нужно найти такую линию, которая бы утвердила ее особое положение, чтобы она могла доказать, что она способна найти такие подходы, которые могли бы решать такие проблемы, а не усугубляла. Альтернативой может быть только то, что она встроится как подчиненная сторона в общую позицию Запада в целом, США и Евросоюза.
— Все же считаете, что это результат нажима США?
— Думаю, что это результат нажима в гораздо большей степени. Он же колебался долго. Его позиция была в том, что нужно первый корабль поставить в установленные сроки, в ноябре. А насчет второго посмотреть, как будет развиваться украинский кризис.
Сейчас он практически поставил в зависимость уже поставку и первого корабля. Но это его стиль. Это заявление Елисейского дворца — это уточнение, что юридически Франция не замораживает контракт, не отказывается от него, потому что тогда сразу же нужно будет платить неустойку России.
Это политическая позиция, которая вписывается в позицию союзника Франции по ЕС и по НАТО. Но здесь очень важно ведь то, что главный партнер Франции в Евросоюзе — Германия — в лице Меркель заняла четкую позицию. Когда Меркель ездила в Киев, она сказала, что нужно прекращение огня. К этому дело идет. Но на каких условиях, трудно сказать. В ходе этого торга Франция поддерживает Германию.
Читайте также:
Сергей Караганов: России не нужны "Мистрали"
Страсти по "Мистралям": и даром не надо?
Россия поборет санкции приемами самбо
Читайте последние новости на сегодня, 5 cентября 2014 года