Первый заместитель исполнительного директора НП "ЖКХ контроль" и член Общественной палаты Александр Козлов в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, почему растут тарифы на услуги ЖКХ, и что делать, если вам приходят явно завышенные счета.
— Чем оправдано ежегодное повышение тарифов ЖКХ в России?
— Здесь нужно различать коммунальные тарифы и плату за содержание и ремонт. Если мы посмотрим на квитанцию, то у нас со стороны государства регулируются тарифы на коммунальные услуги, а оплата за содержание и ремонт — так называемые жилищные услуги — устанавливаются, фактически, по решению собрания собственников. Это закреплено в Жилищном кодексе.
На сегодняшний день со стороны роста платы за коммунальные услуги происходит регулирование через установление отдельных индексов роста. В среднем, на 2014 год, по мнению ФСТ, рост платы за коммунальные услуги в России составит в пределах 4,2 процента. Это будет некий совокупный рост. Конечно, все дорожает, что вызывает неизбежный рост и коммунальных тарифов, и вот уже больше двух лет идет жесткое регулирование со стороны государства.
— С помощью каких лазеек в законе или хитростей, россиян чаще всего обманывают коммунальщики?
— Первый момент, на который стоит обращать внимание, это плата за отопление, потому что часть есть общедомовой прибор учета тепла, но фактически происходит оплата по нормативам. То есть гражданам выставляют счет по нормативам, а оплачивается в теплоснабжающую организацию по общедомовому прибору учета, и экономия впоследствии не всегда перераспределяется, не делается перерасчет, и деньги остаются у управляющей организации.
На этот момент следует обращать внимание, потому что экономия бывает существенная, и она позволяет платить меньше за отопление, а это — одна из самых больших строчек в квитанции.
Второй момент — это оплата за содержание и ремонт. Зачастую собственники влияют на установление этого размера платы, и ежегодно происходит увеличение расходов на содержание и ремонт без разрешения общего собрания собственников, что зачастую бывает незаконно. Конечно, некоторые компании делают оговорку в договоре управления, что возможно такое увеличение в одностороннем порядке, но все-таки я бы рекомендовал обращать на это внимание.
- На что особенно следует обращать внимание, когда приходят счета? Читатели Pravda.Ru спрашивают, что делать и куда обращаться, если сумма показалась завышенной?
— Нужно посмотреть, правильно ли указано количество зарегистрированных лиц в квитанции, потому что иногда это может не соответствовать действительности. Второй момент — площадь жилого помещения, всегда ли она соответствует, потому что именно от нее считаются жилищные услуги. Третий момент — сами тарифы, которые указаны в квитанции.
Четвертый момент — показания квартирных счетчиков, правильно ли они отображены, учтены ли данные, предоставленные потребителем в управляющую компанию. Зная свое потребление, зная тарифы, можно пересчитать конечные цифры, проверить итоговую сумму.
Стоит обращать также внимание на строку, которая может называться "Перерасчет", где делается корректировка платежа либо в сторону уменьшения, либо увеличения. Если есть непонятные строки, надо обратиться в письменном виде за разъяснением в свою компанию и потребовать обоснования данного расчета.
Если ответа не последовало, тогда я бы рекомендовал обращаться в органы государственного жилищного надзора. В каждом субъекте Российской Федерации есть так называемая жилищная инспекция региона, которая уполномочена осуществлять контрольно-надзорные мероприятия над деятельностью правящих компаний, и, соответственно, в случае выявления этих фактов, привлекать к ответственности.
Читайте также:
Дмитрий Гордеев: Тарифы на ЖКХ у нас изначально заниженные
Светлана Разворотнева: Вместо понижения произошел рост тарифов ЖКХ
На управляющие компании в ЖКХ нашли управу
Услуги ЖКХ: плати вперед или проиграешь
Читайте последние новости на сегодня, 26 августа 2014 года