Аналитик по информационным технологиям FINAM GLOBAL Леонид Делицын рассказал корреспонденту Pravda.Ru о том, как Россия развивает свою информационную безопасность.
— Сегодня президент проведет заседание Совета безопасности на тему суверенитета и территориальной целостности РФ. Будут затронуты вопросы в том числе информационной безопасности, информационных технологий в банковской сфере (Майкрософт, Apple и т. д.). Считаете ли вы, что информационный суверенитет, "цифровой суверенитет" не менее важен в современном мире, чем территориальный?
— Важный вопрос состоит в том, какое место мы хотим занимать в мире, и что мы хотим продавать, а что покупать. Могут быть совершенно разные стратегии, одна из которых может заключаться в том, чтобы продавать дары природы, газ, зерно, металлы, пушнину, если на нее еще и спрос. А покупать песенки Мадонны, копии Майкрософт-виндоус, мобильные приложения и другие легко тиражируемые продукты, услуги с высокой добавленной стоимостью. То есть, продавать сырье, покупать интеллектуальную собственность. Это в общем-то возможный путь развития, но ясно, что далеко не самый выгодный. Если же, страна хотела тоже продавать результаты деятельности, связанной с созданием интеллектуальной собственности, то эту собственность надо защищать. Необходимо защищать программные продукты, компьютерные игры, например, и т. д., не говоря уже о различного рода конфиденциальной информации. Здесь мы не касаемся вопроса о манипуляции обществом при помощи, например, социальных сетей, а это тоже входит в сферу информационной безопасности, но вопрос о том, кто будет диктовать условия, он важен. Нельзя сказать, что наша страна является лидером, идущим с больших отрывом в области информационных технологий, однако, наша позиция небезнадежна. У нас есть собственная поисковая система, чего нет, почти ни у одной страны, за исключением США и Китая. У нас есть свои крупные почтовые службы, социальные сети и т. д. То есть, в принципе, шансы на то, чтобы занимать одну из лидирующих позиций в информационном обществе страной еще не потеряны. Но, для этого нужно сохранять возможность продолжать игру в любых условиях. Не будет ситуации, когда правила игры будут заведомо диктовать кто-то другой.
— Какие меры по защите в современных условиях мы можем предпринять? На что прежде всего необходимо обратить внимание?
— По всей видимости, необходимо иметь средства, которые позволили бы нашим гражданам осуществлять информационный обмен, даже в случае, если кого-то это не будет устраивать. Все равно наши граждане должны иметь возможность меняться информацией через компьютерные сети. Сама сеть Интернет возникла, в первую очередь, для обеспечения коммуникаций между подразделениями в гипотетической войне в США. Естественно, такая возможность нужна всем странам, сохранять коммуникации в самых разных условиях. Конечно, необходима возможность, если такое вообще сейчас возможно, передавать конфиденциальную информацию. Причем, это нужно, как государству, так и организациям. По-видимому, для этого страна должны иметь возможность в определенном смысле обеспечить возможность автономной работы сети, если таковая потребуется. Все остальное, что кажется важным, практически, уже реализовано, и у государства на мой взгляд достаточно инструментов контроля над информационными коммуникациями.
— Сноуден рассказал, что США создали спеццентр по инфовойнам, контрпропаганде и дезинформации. Какова ситуация у РФ с инфовойной? Мы проигрываем или побеждаем?
— Информационная война — важный инструмент современной политики, она менее кровавая, чем войны кровавые, которые превращают людей в кусочки угля, жареного мяса. В этом смысле она более гуманный вид информационной войны. Безусловно, те страны, которые первые создали и используют инфокоммуникационные инструменты не пренебрегают возможностями передавать свои сообщения потенциальным потребителям и влиять на умы при помощи инфокоммуникаций. Создается такое впечатление, что за последние пять лет Россия тоже освоила ведение информационных войн в интернете, по крайней мере, не создается впечатление доминирования одной точки зрения, например, в социальных сетях. Мы можем наблюдать полярные точки зрения, которые отражают разные мнения. Страна должна иметь те же инструменты, что имеют другие страны.
— У вас нет ощущения, что стоит усиливать "медиазащиту" и "медианападение"?
— Мы должны идти в ногу с лидерами, и в этих вопросах не отставать от них. При этом, иметь ввиду, что все-таки большинство крупных, популярных инструментов, таких как Твиттер, Фейсбук, созданы не нами. В данном случае речь идет скорее о защите, чем о пропаганде собственных взглядов и т. д. А в общем-то это тоже нужно. Но, чтобы получить возможность отстаивать собственные взгляды, нужно предлагать миру и популярные инструменты, которыми люди всей земли могли пользоваться.
Читайте также:
"России не нужно искать союзников"
Диалоги о мире: услышим ли друг друга?
Алексей Мухин: Информационную войну против России возглавил Барак Обама