Основатель проекта "Интернет и право", профессор Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РАИС) Антон Серго рассказал корреспонденту Pravda.Ru о том, в каком сегодня состоянии находится политика российской информационной безопасности России, и в каком направлении она может развиваться.
— Сегодня состоится заседание Совета безопасности на тему суверенитета и территориальной целостности РФ. Считаете ли вы, что информационный суверенитет. "цифровой суверенитет" не менее важен в современном мире, чем территориальный?
— Я думаю, что да, не менее, а наверно, даже, и более важен. Краски информационной политики зачастую определяются территориальной целостностью страны, а не наоборот, как, скажем, было полвека назад.
— Сноуден рассказал, что США создали спеццентр по инфовойнам, контрпропаганде и дезинформации. Какова ситуация у РФ с инфовойной? Мы проигрываем или побеждаем?
— В целом, ситуация, наверное, пессимистична, потому что, Америка, действительно, идет впереди, в лидерах по информационной политике и в информационной войне. На сегодняшний день ведущие информационные ресурсы в сети Интернет, к сожалению, в том числе, и российские, прямо или косвенно, порой имеют американские корни американских совладельцев, которые имеют возможность влиять на информационную политику того или иного информационного агентства. Разумеется, мы говорим о интернет-ресурсах, а не о государственных информационных агентствах. И соответственно, как следствие, имея возможность влиять на информационную политику того или иного ресурса, в том числе, крупнейших российских и иностранных поисковых сервисов, естественно, можно влиять на характер, способ подачи информации, выдачи ее, преподнесения, и пользоваться забытым словом — информационная пропаганда.
— То есть если я вас верно поняла, вы считаете, что вопрос информационной безопасности один из самых острых сейчас?
— Я считаю, что да. Осознание этого вопроса на государственном уровне у нас было еще 5-6-7 лет назад, но, не знаю, удалось ли как-то, а этом смысле существенно сдвинуться. У нас, действительно, есть определенная информационная политика, ее посредством государственных ресурсных информационных агентств государство пытается донести до окружающих, как в нашей стране, так и за рубежом. Но, безусловно, мы отстаем по технологиям, искусству подачи информации, по ненавязчивости пропаганды. Она должны быть доходчивой, но в то же время, ненавязчивой. У нас, к сожалению, не всегда это получается, и мы, порой, это видим. А, на сегодняшний день, избалованный российский потребитель, как только видим какую-то активность со стороны государства навязать какую-то точку зрения, со стороны, скажем, государственных информационных агентств, пытаются искать информацию из других источников, прежде всего, в том же интернете. А здесь, мы как раз, отстаем чрезвычайно сильно от стран Европы и Америки, и здесь в том числе, и у россиян, зачастую владеют иностранные информагентства, которые, порой, преследуют те лили иные государственные интересы.
— Многие эксперты уверены, что даже если вспомнить трагедию с малазийским Боингом, если нам удастся провести объективное расследование, выявить правду, мы врядли сможем что-то доказать на мировой арене. Это говорит о том, что необходимо усиливать "медиазащиту" и "медианападение"?
— Я думаю, что эксперты отчасти правы. Мы действительно, на столько отстаем, что донести объективную ситуацию за пределы России, я боюсь, что будет чрезвычайно трудно. Слишком велико влияние авторитета ангажированных иностранных источников, которые имеют безусловный приоритет и определенное доверие у иностранной аудитории. Продвигать это направление, безусловно, нужно. И, если мы хотим быть самостоятельным государством, у нас должны быть своя не только гео, но и информационная политика. если совсем недавно мы быстро убедились в том, что у нас отсутствуют свои достаточные системы электронных платежей, когда были определенные проблемы с иностранными платежными картами, то точно так же мы должны иметь собственную информационную базу, а не только экономическую.
— Может быть, стоит создавать свою глобальную информационную сеть?
— Я думаю, что глобальная информационная сеть есть, ее создавать не стоит. нужна своя внятная информационная политика, и соответственно, грамотное ее внесение в массы.
Читайте также:
Убийство подростков взорвало хрупкий мир