Бывший военный летчик, майор в отставке, пилот гражданской авиации "Аэрофлота" Виталий Соколовский в интервью корреспонденту Pravda.Ru поделился своим мнением о трагедии с малайзийским "Боингом".
— Что вы думаете по поводу катастрофы малайзийского "Боинга-777"?
— Очень прискорбно, что разбился самолет. Сбили его или была какая-то другая причина, пока сказать трудно. Но все склоняются к тому, что "Боинг" был сбит. Удручает, что в наше время происходят такие события, человеческая жизнь ставится на кону каких-то политических интриг.
— Что могут показать черные ящики?
— Черные ящики могут показать многое. Их расшифровка даст объективную оценку того, в каком техническом состоянии в этот момент находился "Боинг". Если все системы работали исправно, ничего не было, самолет находился в нормальных параметрах полета, то надо искать внешние причины того, почему он упал.
Внешние причины могут быть разные: погодные условия, какие-то внешние факторы, которые включают в себя, в том числе, военные действия, пуск ракеты, или ракеты, которые были выпущены с самолета для того, чтобы сбить "Боинг".
Погодные условия были хорошие, опасных явлений не наблюдалось. То есть погодные условия отпадают, значит, если "Боинг" был исправен, получается, что его сбили.
— Разговор идет о записях черных ящиков.
— Там есть расшифровка параметров полета, есть расшифровка самописцев, которые записывают речевую информацию пилота, диспетчера внутри самолета. Единственное, внутри самолета не в пассажирской кабине, а в пилотской кабине.
— Можно ли выяснить точное местоположение самолета в момент попадания в него ракеты?
— Конечно, записи в черном ящике фиксируют координаты самолета, как он летел. Поэтому по информации навигационных систем могут определить, в каком месте в этот момент находился "Боинг".
— Как то место, где попадают в самолет, отличается от места падения? На несколько километров?
— В зависимости от того, в каком состоянии находится самолет. Если в момент начала падения самолет целый, не разрушается, то он может пролететь приличное расстояние, 6-10 км. Спланировать.
Если самолет разрушается в воздухе, то обломки могут быть в радиусе 3-5 км разбросаны. И непосредственно под тем местом, где в него попала ракета, или где он начал разрушаться. Дальше он падает вертикально, потому что нет таких сил, которые могут помочь спланировать.
— Есть ли шанс увидеть что-то со спутников?
— Да, конечно. В настоящий момент технологии достигли настолько высокого уровня, что, отслеживаются самолеты, которые летают над землей. Тем более, Global Position system, GPS-система, эти 2-4 спутника постоянно связаны с оборудованием самолета, и каждый самолет двигается с помощью этих систем, чтобы не отклоняться от маршрута. Думаю, можно снять информацию с этих спутников. Если на это пойдут американцы, то определить место самолета не составит труда.
— Это похоже на историю с Ту-154? Когда все было по глупости, непрофессионально?
— Это было в 2001 году, над акваторией Черного моря сбили наш Ту-154. Тогда были учения, и ракета просто захватила другую цель. Тогда была не то что ошибка, а районы учений должны были бы быть закрыты, воздушное пространство закрыто временно для полетов, Украина этого не сделала, и получилось, что ракета просто захватила другую цель. Это бывает, потому что если ракета с тепловой головкой наведения, то она направлена на тепловое излучение, то есть, выходящие газы, допустим, из двигателя.
Естественно, Ту-154 больше, мощнее двигатели, и они дают больше выброс тепла, и ракета просто поменяла цель и попала в Ту-154. Это была, может быть, ошибка. А сейчас не было в воздушном пространстве, кроме гражданских самолетов, военных самолетов какой-либо страны, поэтому сказать, что это ошибка совсем неправильно.
Если "Боинг" был сбит, то это целенаправленные действия. Я даже могу предположить, что действия связаны с провокацией, что это должен был быть ни российский и ни американский самолет, а какой-то нейтральной страны, тем более азиатской страны.
Возможно, выбрали "Боинг", потому что уже один самолет такого типа и этой же авиакомпании пропал. Также на борту этого "Боинга" должны были находиться европейцы, причем большинство.
Для чего? Европа сейчас встала немного боком к США, и не принимает те санкции, которые США пытается против России выдвинуть, и естественно, как-то надо было склонить. В политической борьбе все средства хороши, в том числе и человеческие жертвы, для таких людей, которые сидят в Белом доме.
Поэтому выполнили этот маневр, сейчас уже СМИ США, я думаю, будут массово трезвонить на весь мир, что это Россия сбила самолет, и надо против России принимать санкции. Европу хотели склонить к санкциям, потому как сейчас она их не принимает.
Официальный представитель госдепа США Джен Псаки, как всегда, говорит, чтобы где не случилось виновата все равно Россия. Не важно, была она там, не была, все равно виновата Россия. А то, что США прыгают по всему миру со своими вооруженными силами, там постреляли, там побомбили, это все нормально, то есть США наводят порядок, а Россия только поддерживает терроризм.
— Но на самом деле они могут и весь мир против себя настроить, если это окажется, что это была Украина?
— Может такое случится, но я думаю, что до того, как это случится, будут приниматься все методы, чтобы этого не случилось. Но если это на самом деле, если правда вылезет наружу, если на самом деле все это было специально спланировано, будут очень серьезные последствия для всех, для Украины, прежде всего. Думаю, что США тоже не поздоровится, хотя они вылезут сухими из воды, как-нибудь выкрутятся.
— Удастся ли четко установить, что было?
— Если расследование будет действительно независимым, если не будут приняты никакие политические стороны, правду обязательно найдут. В настоящее время возникает сомнение по поводу того, что расследование будет независимым, все равно те люди, которые это сделали, знают правду, и предпримут все, чтобы эта правда никак не вылезла наружу.
Читайте также:
Над Украиной сбили Боинг: 298 жертв