Советник Российского фонда развития высоких технологий, эксперт по безопасности Николай Димлевич в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, почему служба 112 не отвечала на звонки пассажиров, попавших в аварию в метро, и дал советы, как вести себя в подобной стрессовой ситуации.
— Кто контролирует безопасность в московском метро, кто проверяет и кто отвечает?
— Безопасность контролирует служба безопасности Московского метрополитена, которая существует уже давно. Вопрос не столько в безопасности, сколько в проверке качества выполняемых работ.
В связи со случившейся трагедией нужно рассмотреть, кто допустил сбой в системе безопасности. Авария повлекла за собой ряд мер по комплексной проверке всех систем безопасности в московском метрополитене. Такая команда дана, и такие мероприятия проводятся, и будут найдены виновники, стрелочники.
Но людей-то уже не вернешь, и любая система безопасности действенна тогда, когда она работает системно. А системная работа предполагает взаимный контроль всех, в том числе, тех самых ответственных лиц, которые обязаны следить за ним. И вот в этой части, видимо, была недоработка.
— Сегодня день траура по погибшим в московском метро, люди скорбят и пишут петиции (требуют публичного отчета, насколько четко в метро соблюдаются правила безопасности). Отчеты где-то публикуются? В открытом доступе их нет?
— Я полагаю, что такие отчеты будут опубликованы, выступления ответственных лиц. Народ должен знать, кто виновен и, не просто, что привело, а что было сделано, и как были устранены такие недостатки, чтобы в дальнейшем таких вещей не повторялось, таких трагедий не было.
Здесь вопрос системной безопасности с точки зрения проверки, постоянного контроля, постоянной работы. Она была существенно ослаблена, иначе были бы приняты все меры и выявлены эти недостатки, которые приводит к таким трагедиям.
— Кого нанимают на работу? Этих людей как-то проверяют?
— Конечно. Это профессионалы, которые работали на железной дороге, в метрополитенах, знакомы со спецификой работы метрополитена, которые занимались в системах безопасности государственных органах, в технических службах, которые проходили тщательный отбор.
Назначена комиссия по проверке и по устранению последствий аварии. Результаты работы комиссии будут оглашены общественности, выложены на соответствующем сайте, потому что это очень серьезный ущерб и удар по престижу, по безопасности московского метрополитена, в том числе и по мэру столицы. Многие со вчерашнего дня пишут, что ему в отставку надо подать.
Не забывайте, что метрополитен каждый день перевозит 9-10 миллионов человек. Грубо говоря, еще один город перевозит. Поэтому человеческая жизнь здесь очень серьезно зависит от той системы комплексной безопасности, которая существует в метрополитене.
Она дала сбой, расплатились человеческими жизнями, сейчас будет проведена комплексная проверка, выявлены недостатки, и будут выявлены лица, в том числе, те, которые отвечают за систему безопасности, они будут наказаны, отстранены. Другое дело, что погибших людей не вернешь.
— Линия, где произошла авария была относительно новой, не считаете ли вы, что в погоне за скоростью открытия новых станций мы пренебрегаем правилами безопасности?
— Существует технический контроль, целая система мер контроля и проверки безопасности движения в метрополитене по приему качества, сдачи всех работа. С точки зрения количества, то, что новые ветки метро вводят, это хорошо. Но с точки зрения качества, видимо, будут пересмотрены параметры в сторону ужесточения.
Поэтому те новые ветки, которые будут досрочно введены в этом году, или в следующем, к ним уже сейчас, мы надеемся, будут ужесточены требования в вопросах безопасности движения и качества принимаемых работ.
— Люди звонили 112 из вагонов после аварии, совета не прозвучало, поэтому началась паника. Что же это за служба помощи такая, если она не смогла помочь? Что нужно делать в таких ситуациях? Как себя вести? Какие подручные средства использовать?
— В первую очередь, нельзя поддаваться панике, потому что паника приводит в таких ситуациях к ошибочным действиям. Во-вторых, если не помогает 112, то звонить 01, 02, 03, звонить своим знакомым, успокаивать других, выявлять тех, кто не контролирует себя, заражает других паникой.
Если дышать тяжело, попросить у кого-нибудь воду, у каждого есть платок, смочить его. Вообще, в таких случаях выявляется ряд мужчин, женщин, которые берут ситуацию под контроль и руководят остальной группой. В этом контексте больше подготовлены те, кто был в экстремальных ситуациях, врачи, бывшие военные.
Здесь необходимо стараться выйти на связь, если не по одному телефону, то по другому, третьему, надо привлечь к себе внимание, успокоить народ, вселить веру в то, что помощь обязательно придет.
Если нет связи, нет электричества и тяжело дышать, неизвестна обстановка, приходят совершенно разные мысли, люди, порой, неадекватно себя ведут.
Служба 112 тоже должна сделать свои выводы и разобраться. Все звонки и все ответы там автоматически пишутся, поэтому вопрос к операторам, которые могли быть не готовы отвечать на такие звонки. Вопрос, почему они не подготовлены, кто их готовил, какой уровень подготовки и профессионализма, и тоже делать выводы.
Читайте также:
Трагедия в метро: авария или теракт?
Сергей Груздь: Аварию в метро могут списать на человеческий фактор
Пострадавший в аварии поезд московского метро забыли застраховать