Министерство обороны Украины пригрозило, что создаст фильтрационные лагеря для жителей Донбасса, в которых людей будут отсеивать по признаку лояльности новому режиму. Осуществит ли Киев этот замысел, и откуда вообще могла появится эта идея Pravda.Ru рассказал политолог, сотрудник Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
— Символ будущего Украины — фильтрационные, другими словами концентрационные лагеря, куда, как заявил и. о. министра обороны Украины Михаил Коваль, будут отправлять всех несогласных с Донбасса. Это, по-вашему, Коваль сам придумал, или ему подсказали американские коллеги?
— Я думаю, что здесь несколько принципиальных моментов. Во-первых, киевские силовики сами точно не знают, что они собираются делать дальше. У них нет каких-то далеко идущих планов, поскольку они вообще не знают, чем все закончится. В настоящий момент их возможности устраивать фильтрационные лагеря и что-то в этом роде ограничиваются городом Краматорск, и частично, городом Славянск, в котором осталось не так много людей. Больше никаких фильтрационных лагерей они устроить не могут, хотя бы, потому что никаких других городов с населением не заняли.
Если мы возьмем в качестве основы Мариуполь, который они все-таки захватили, то они действительно арестовали всех, кого только можно, на кого у них были хотя бы малейшие подозрения.
Этих людей увозят из Донецка, в лагерях они их не размещают по причине отсутствия таковых, они их с отправляют просто в СИЗО. Что касается следствия, то оно фактически не ведется. Их объявляют виноватыми еще до следствия, а вот какие репрессивные меры по отношению к ним будут, это пока не понятно, потому что, насколько я представляю себе, часть из них готовится для обмена на задержанных представителей киевских структур, которые были взяты в плен во время операции на Донбассе.
Поэтому, скорее можно говорить о том, что часть из них пребывает в качестве заложников, и не случайно, что и Россия и европейские страны требуют освобождения заложников в качестве одной из первых мер по принуждению сторон к миру. Поэтому, на сегодняшний момент статус этих людей совершенно не определен, скорее их можно назвать заложниками, а все дальнейшее зависит от того, как будут действовать те страны, представители которых занимаются в настоящий момент миротворческой миссией.
Как показала практика последних недель, никаких фильтрационных лагерей в полном смысле украинцам создать не удалось. Что касается Славянска и Краматорска, то там зачистки идут по очень активно, но, тем не менее, они касаются только относительно небольшой части населения, хотя бы потому, что у силовых структур Киева нет возможности для того, чтобы постоянно этим заниматься. Они не могут пока создать что-то типа военной полиции с органами дознания на местах. То есть, все это носит относительно стихийный характер и заканчивается тем, что просто значительную часть людей, на которых есть указание, они берут в заложники.
— В США построено полицейское государство, об этом говорит, например, Крейг Робертс. "На территории США построены спецлагеря. якобы на случай эвакуации, например, при урагане. Конгресс и СМИ знают об этих фактах, но подозрительно молчат" -, сказал Робертс Pravda. Ru. Не отсюда ли ноги растут у идеи Коваля?
— Это не идея Коваля. Коваль в данном случае просто выразитель идеи, которая существует в киевском политическом пространстве. А что касается идеи, как должны выглядеть эти лагеря, я думаю, что до американского размаха Украине далеко, и неясность статуса проводимой операции, неясность того, как она будет продолжена, и неясность перспектив очень сильно ограничивают возможности киевских силовиков на данный момент. Если войсковая операция на Донбассе для Киева будет успешно завершена в короткие сроки, то я допускаю такую возможность.
Но мне кажется, что такой исход в самом Киеве рассматривается, как очень оптимистический сценарий, поэтому для Киева сейчас главное — каким-то образом конвертировать свои успехи в Славянске или Краматорске в успешное завершение операции.
Не случайно сейчас Киев чуть ли не сам более активно относится к возможности трехстороннего формата переговоров, нежели ДНР и ЛНР. Потому что, Киеву хочется, во-первых, исходя, из экономической ситуации закончить эту операцию, а во-вторых, он понимает — если завязнет надолго, это может привести к очень серьезным последствиям. Поэтому, для Киева очень важно закончить операцию, а не затягивать ее. Если эта ситуация продлится до осени-зимы, то это приведет к очень серьезным имиджевым потерям для украинской стороны.
— В Европе есть опыт помощи США в организации секретных тюрем. Так Великобритания предоставила для этого остров Диего Гарсия — британская территория в Индийском океане. Поделитесь с читателями Pravda.Ru своим мненнием в связи с непосильной иммиграцией и бунтами арабов, например в Париже, не могут ли в ближайшем будущем появится фильтрационные лагеря и в самой Европе?
— В самой Европе сделать это очень сложно, потому что вызовет большие протесты со стороны политиков и правозащитников. Не случайно, что все тюрьмы, которые создавались США для арестованных в Афганистане и Ираке носили временный характер. Европа не позволит себе сделать подобное на собственной территории, и выбор Диего Гарсия здесь не случаен. Поэтому, у меня есть впечатление, что на постоянной основе таких лагерей создавать не будут, разве что на очень короткое время.
— Как противостоять установлению полицейского режима Америки во всем мире?
— Для того, чтобы кому-то противостоять, в первую очередь нужно принять соответствующее решение.
Если мировое сообщество придет к выводу, что такой режим ему не подходит, очевидно, оно начнет с этим бороться. У меня такое впечатление, что отношения у Европы с США достаточно сложные, но при этом следует понимать, что Европа не тратит деньги на свою оборону и безопасность. Деньги на оборону и безопасность Европы тратят США из своего бюджета, а не из европейского. И поэтому европейцы вольны соглашаться с тем, что США создают параметры их безопасности. Это просто сделка. Вы платите — вы имеете право действовать, а мы просто иногда с вами соглашаемся, иногда нет.
Не случайно, что не соглашаются с США, как ни странно, крупнейшие западные страны Европы, а более мелкие, менее развитые восточноевропейские страны всегда с США соглашаются. Просто их оборонные системы и возможности равны нулю.
Германия, Франция, Италия готовы с США спорить, а остальные лишь соглашаются с Вашингтоном.
Читайте также:
Ростислав Ищенко: Фильтрационные лагеря — это элемент геноцида
Евгения Зоткина: Фильтрационные лагеря — это психологический прессинг
Александр Каревин: Россия должна стать центром сопротивления США
"Украина перенаселена. Нужно только 8 млн"