После прихода к власти на Украине радикальных националистов, на фоне того, как Молдавия взяла курс на Евросоюз, агрессивно отторгая бывших товарищей по соцлагерю, блокада Приднестровья усугубилась. Как выживает непризнанная республика, на что надеются ее жители, и чего опасаются Pravda.Ru рассказал председатель республиканского движения Приднестровья "Признание", депутат Верховного совета трех созывов Вячеслав Тобух.
— Как обстановка в Приднестровье после подписания договора об ассоциации между Молдавией и ЕС и его ратификации в парламенте? Звучат протестные выступления?
— После подписания Молдавией договора об ассоциации с ЕС, Приднестровье и Молдавия стали еще дальше друг от друга. Но мы выбрали свой путь развития, мы считаем себя в одном пространстве с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Молдавия же определила свой внешнеполитический курс на ЕС. И подписание ассоциации с ЕС не только отдалило Молдавию от Приднестровья, но и создало атмосферу напряженности в приднестровском, и молдавском обществе.
Приднестровье опасается за введение новых блокадных мер, а также возможной вооруженной агрессии со стороны Молдавии, и украинских националистов. И так как дирижеры у этих процессов одни и те же, Приднестровье находится в состоянии общего тонуса, мобилизации, и никто не чувствует себя безопасно и абсолютно спокойно. Те заявления румынского президента и его последователи о территориальной целостности республики Молдова по нашей восточной границе опять-таки не вселяют надежды на мирное урегулирование конфликта.
Приднестровцам всем понятно, что урегулирование конфликта может быть достигнуто лишь одним способом — признание Приднестровской Молдавской республики, дальнейшие переговоры двух государств, независимо от вектора их развития.
Учитывая общую границу, в любом случае придется выстраивать какие-то дипломатические отношения, но только после признания Приднестровской Молдавской республики.
— Есть ли давление со стороны Украины и Молдавии? В чем это выражается?
— Со стороны Молдавии на нас давление не прекращалось, оно то затихает, то приобретает большую интенсивность. А со стороны Украины, учитывая то, что граждане Приднестровья обладают гражданством РФ, то давление мы ощущаем уже сегодня. Граждане России не могут пересекать границу с Украиной, граждан России и граждан Приднестровской Молдавской обязывают регистрироваться, оформлять вид на жительство, всячески демонстрируя непризнанность Приднестровской Молдавской республики. Граждане Украины, которые въезжают в Украину, которые так же являются гражданами Приднестровья, попадают под воинский призыв, естественно, никого это не устраивает. Есть случаи задержания наших граждан и определенного прессинга и давления.
Учитывая небольшие размеры и количественный состав граждан Приднестровья, информация разносится очень быстро и люди, которые предположительно могут получить какие-то проблемные ситуации просто стараются их избегать. Граждане России даже не пытаются пересекать границу с Украиной, граждане Украины и Приднестровья тоже пока воздерживаются от каких-либо поездок, чтобы их не посадили в тюрьму, как уклонистов от воинской службы. Я уже не говорю о грузах, которые не проходят через границу с Украиной в том режиме, который существовал ранее.
— Как работает российская миротворческая миссия, нет ли требований ее вывести?
— У нас единственная надежда на спасение — российская миротворческая миссия. Проживая в Приднестровской Молдавской республике, я не понаслышке могу сказать, что это самая успешная миротворческая миссия в мире, и полагаю, что только благодаря присутствию миротворцев, те провокации, которые периодически реализуются со стороны республики Молдова не нашли своего логического завершения. То есть, мы не находимся в состоянии войны с Молдовой, думаю, только потому, что, российские миротворцы присутствуют в Приднестровье.
— Как дальше Приднестровье будет выстраивать экономические отношения с Россией, какой товарооборот с Россией, какой с ЕС?
— Приднестровье видит свой внешнеполитический вектор развития в направлении России. Для Приднестровья российский рынок товаров, услуг, труда, сырьевая база — это спасение и гарантия экономической безопасности в перспективе.
В принципе, все наши предприятия легко найдут себя на российском рынке, и если мы сможем, как полноценное государство участвовать в международных договорах, в том числе и экономических с Россией, и доставлять свою продукцию, ровно, как и получать продукцию из России. В этом случае, конечно, экономика воспрянет и будет спасена. У нас благоприятный край для того, чтобы выстроить взаимовыгодные отношения с Россией.
Если бы мы могли сегодня обладать полноценными международными правом, правами государства, конечно, мы бы свою экономику вытянули. Сегодня нам приходится обращаться за помощью к РФ, и не только к ней. Сегодня мы выживаем.
— В Молдавии запретили трансляцию канала Вести, в Приднестровье трансляция идет? Что означает этот запрет?
— В Приднестровье полноценно транслируются практически все российские каналы, мы смотрим и "Россию 24", "Первый канал", "Лайф ньюз" — то есть, все наиболее популярные каналы. Запрет этих каналов в Молдавии выявил очевидность руководящей роли тех же авторов, которые для Молдовы проводят информационную блокаду, с целью подавить даже те пророссийские организации, которые существуют сегодня.
Применяют технологию промывки мозгов, чтобы повторить украинский сценарий -навязать на будущих выборах новый парламент 90 или 100% проевропейский, а информационно преподнести, словно все прошло демократическим путем, и народ Молдавии высказался за европейский. Готовится площадка под формирование общественного мнения и сокрытие потенциальных правовых преступлений.
Читайте также:
Зураб Тодуа: Мизерные торговые квоты ЕС не заменят Молдавии российский рынок
Андрей Сафонов: Приднестровье напугано возможностью войны
Александр Исаев: Открытие рынка для товаров из Восточной Европы обречет Молдавию на смерть