Профессор политологии Университета штата Теннесси, эксперт Российского Совета по международным делам, доктор экономических наук Андрей Коробков рассказал корреспонденту Pravda.Ru, почему граждане США все меньше считают свою страну свободной.
— Институт Гэллапа опубликовал на прошлой неделе исследование, где констатируется, что все меньше американцев считают свою страну свободной. Показатель снизился с 2006 до 2013 года на 12 пунктов, с 91 до 79 процентов. Конечно, это не критично, но тенденция налицо. Читатели Pravda. Ru спрашивают, чем можно объяснить такое падение?
— Я удивлен этими цифрами, это не особенно проявляется, когда работаешь со студентами. Одна из причин — растущий цинизм американцев по отношению к избирательному процессу, к роли СМИ, причем в каком-то смысле это ирония, потому что в последние годы разброс информации, предоставляемой основным новостными каналами, увеличился, то есть сейчас видна поляризация.
Существует Fox, которая занимается правой позицией, существует и левая структура NBC. CNN стал превращаться из новостного канала в таблоид.
Для американцев телевидение является основным источником информации. Сейчас резко растет доля Fox, который занимает правые идеологические позиции и дает, в основном, мнение, а не первичную информацию и съедает рыночную долю других каналов, которые часто реагируют, уходя от информационной сенсационной подачи.
Самое шокирующее — негативная эволюция CNN, которую все видят. Но, с точки зрения политики, интересно, что вы сказали. Уже давно уровень одобрения конгресса, например, законодательной власти опустился ниже 20%. Что интересно, в Америке, это то, что большинство американцев резко негативно смотрят на роль законодательной власти, но при этом абсолютное большинство высоко оценивает роль собственных представителей, от сенаторов, до представителей в конгрессе.
Этот парадокс в Америке присутствует. Но и сейчас наступает болезненный момент в жизни каждого президента, совокупного 8-летнего возможного срока, в течение двух лет второго срока, и Обама тут не исключение. Его рейтинги резко падают. События в Сирии и на Украине в этом плане ему совсем не помогли. И, одновременно, целый ряд его инициатив, прежде всего, реформа здравоохранения, сейчас стали крайне не популярными.
Думаю, что совокупность этих причин, как скептицизм в отношении законодательно-исполнительной власти и такое скептически негативное отношение к текущей роли основных информационных каналов, могли сыграть свою роль. Популярность Буша катастрофически упала в последние два года его президентства. Сейчас Обама оказывается в таком же положении. Но, если Буш воспринимался, как человек сильный, то Обама воспринимается, как президент, проводящий неправильную политику.
В последние месяцы я наблюдаю поразительный тренд в этом плане, когда вопреки стереотипам и восприятию в России, популярность Обамы падает, а популярность Путина в Америке растет среди двух групп совершенно неожиданного населения.
Во-первых, среди правых, которые Обаму ненавидят, и очень довольны, что его хоть кто-то унизил, в данном случае Путин. Во-вторых, Путин воспринимается, как анти- Обама, как символ сильного лидера. И я с изумлением слышу в последние месяцы заявления правых, и у меня есть аспиранты-офицеры в США, и они говорят, давайте меняться, берите нашего и давайте нам вашего. Такое нельзя было себе представить в годы холодной войны.
Другая же группа, которая очень скептически настроена к России, оказалась выведена из игры. Это американские либералы. Есть масса терминов, которые используются при описании их оппонентами, есть термин, который называется "Либералы с кровоточащим сердцем", и они очень негативно смотрели на деятельность Путина и российскую политику, практически весь период его президентства.
Сейчас они оказались выведенными из игры, потому что, когда им говорят, то Россия, вторгаясь в Крым, нарушает суверенитет других стран, и нарушает международное право, европейские нормы, они с сарказмом говорят: "Да, это все замечательно". Мы согласны, но какого черта тогда делала Америка в Ираке, Косове и еще двух десятках мест, а Англия — на Мальдивах, Франция на Коморрах и т. д.
Но ирония в том, что эти две крайние группы левые и правые, не то, что симпатизируют российской политике, но они с удовольствием смотрят на ситуацию через призму американской политики, и их очень много не устраивает. И это усиливает скептицизм по отношению в американской политике, официальной линии.
Читайте также:
Леонид Савин: В Америке 200 лет существует узаконенная коррупция — лоббизм
Андрей Фурсов: Свобода по-американски — это очаг, нарисованный на холсте