Директор донецкого Центра политологического анализа и технологий Сергей Барышников рассказал в интервью корреспонденту Pravda. Ru о перспективах, которые ожидают Донецкую народную республику.
— Символы сопротивления - Славянск и Краматорск в субботу сданы Национальной гвардии, были ли потери со стороны ополчения? Сохранил ли Стрелков боеспособную армию? На деле, многие утверждают, что украинская армия "взяла" Славянск в кавычках и вошла в пустой город. Что вам об этом известно?
— Первое впечатление, действительно говорить о том, что украинская сторона взяла или победоносно штурмовала, даже самые рьяные пропагандисты украинофильства или западного вектора не смогут, потому что эти города были по тактическим соображениям организованно оставлены. То пресловутое кольцо, которое было настолько сжато вокруг позиции народной армии, фактически даже прорывать, как я понимаю, не пришлось.
То есть, организовано, целенаправленно, скажем, не только военными, но и теми людьми, которые посчитали невозможным оставаться в этих городах на милость фактически палачам Порошенко и киевской хунты. Поэтому можно говорить о том, что это целенаправленное такое даже не отступление, а решение тех или иных тактических вопросов. Дальнейшее пребывание там Стрелковым и командным составом, штабом сопротивления было признано нецелесообразным.
Я полагаюсь на их мнение, это люди компетентные, как показала из борьба, поэтому отход в более крупные, более приспособленные к политическому, военному и иному сопротивлению Донецк целесообразен, оправдан, усилит только позиции ДНР, и в целом Новороссии, в возможных каких-то консультационных контактах с киевским режимом, или с международным сообществом в лице ОБСЕ, или других структур, и даст возможность, перегруппировав военные силы, продолжать борьбу с не меньшим, я думаю, запасом прочности, и с неизменной уверенности в благоприятном исходе.
Мы все равно настроены здесь позитивно, мы все равно говорим о решительной поддержке народа и его армии. Вчерашний многотысячный митинг в центре Донецка продемонстрировал эту поддержку. Лозунги не на йоту, ничуть не изменились, поэтому о каком-то военно-политическом изменении, или новом характере борьбы народа Донбасса за свою свободу, речи нет, более того, это дополнительный импульс, это дополнительное усиление, здесь уже концентрация ресурсов, и иных возможностей, Донецку, я думаю, это в целом это позитивный момент.
Хотя, конечно, хотелось, чтобы все оставалось, с точки зрения символизма в первую очередь, Донбасский Сталинград, как называли Славянск, и все остальное, но в данном случае, наверное, военному и военно-политическому руководству виднее. Я думаю, это только усилит внутреннюю здесь ситуацию, уровень координации будет повышен, единоначалие наконец-то будет введено, покончено с теми центробежными и местечковыми тенденциями в руководстве ДНР, и в целом Новороссии. Я не посторонний человек, заинтересованный в этом, я, конечно, с надеждой и оптимизмом смотрю на будущее нашей борьбы.
— Есть в ДНР вертикаль власти, блогеры пишут, что не все так просто и там много предателей? Какая роль у Стрелкова? Если он смог превратить маленький Славянск в неприступную крепость, которую не смогла взять вся украинская армия, то во что он превратит огромный Донецк?
— Есть, наверное, те люди, чьи действия идут в разрез с общими интересами борьбы. Называть их предателями, отступниками или еще как-то я бы не стал, но их деятельность последнее время вызывала целый ряд вопросов. Я надеюсь, несмотря на то, что Стрелков человек военный, что он здесь, учитывая приоритет вопросов безопасности и обороны, будет тем стабилизирующим фактором, благодаря которому, и вокруг которого, сможет сгруппироваться самое здоровое ядро тех сил, которые составили костяк ДНР.
Эти здоровые силы наведут совместными усилиями порядок, выстроят, наконец-то, вертикаль нашей внутренней политической системы, и усилят нашу военную составляющую, усилят наши, может, даже внешние позиции. Все-таки пришли люди, которые имеют непререкаемый авторитет, перечить мнению и оценке которых ни один местечковый, тыловой политик, или политикан местного уровня, не сможет, поэтому будут нейтрализованы те негативные тенденции и их носители, и наоборот, будут усилены и выдвигаться на решающие участки борьбы те люди, которые доказали способность, правомочность, свою решительность, то есть, настоящие народные лидеры.
Сейчас пришло время такого ответственного характера нашей борьбы, нашей деятельности, и упустить его, я думаю, ни Игорь Стрелков, ни те, кто вокруг него, кто сформировал его штаб, его команду дееспособную, тоже не смогут, и никому не позволят.
— То есть вы считаете, что Стрелкову нужно брать власть в свои руки. А реально ли это?
— Нужно фактически переходить на режим военной диктатуры локализованной пределами тех территорий, на которые распространяется наше влияние, и здесь соответственно, проводить такую жесткую политику, пресекать любые негативные проявления тенденций, связанные с экономическими или общими криминальными проявлениями и преступлениями, которые имеют до сих пор, к сожалению, место.
Все это нужно решать и реализовывать по законам военного времени, я думаю, что люди этого ждали, люди это поддержат, люди этого ждут, и это будет, безусловно, более органично, более позитивно, чем существовавший до этого разнобой, раздрай определенный, в тех или иных командах, которые сформировали этот ранний истеблишмент ДНР.
По ЛНР мне трудно высказываться, но думаю, и там такие болезни роста, болезни местечковасти тоже присутствовали, это тоже нужно делать, и выстраивать такую жесткую, эффективную, чрезвычайную, по сути дела, систему военно-политической власти, военно-политического руководства, кто-то, может, это и посчитает диктатурой, но сейчас иного варианта у нас нет.
— Киевские власти тем временем торжествуют, утверждая, что это начало конца народных республик, вы же говорили, что эта ситуация даже может сыграть на пользу ДНР и ЛНР. Многие эксперты уверены, что время играет не на Киев. К сентябрю прогнозируются серьезные проблемы экономического характера, а АТО сжирает огромное количество денег. Что вы можете сказать на это?
— Киев, на первый взгляд, обладает более мощным ресурсом, но он менее самостоятелен, чем эти, на первый взгляд, слабые небольшие и локальные народные республики. Потому что республики сами определяют свои судьбы, и в их руках находится будущее, хорошее или не очень, но в их руках собственная судьба.
А Киев это марионетка классическая, управляется из вне, имеет не такую уж и простую систему взаимоотношений и с США, и с ЕС, особенно с лидерами. Поэтому говорить о том, что Киев тут будет первую скрипку играть и в военно-политическом, и военно-дипломатическом отношении, весьма сомнительно, как ему скажут, какое целеуказание ему дадут оттуда сверху, сбоку, или еще откуда-то, так он под козырек и вынужден брать. Перед нами несамостоятельный игрок, поэтому в Киеве захлебываются от восторга, особенно новый министр обороны, это все можно отбросить, как эмоциональную составляющую.
То, что говорит Стрелков, что говорят ответственные лидеры, связанные с нашей борьбой, это уже серьезно. Я думаю, и ЕС заинтересован, и российское руководство, в том, чтобы республики не были стерты в прах, с лица Земли, и остались только в памяти на какую-то ближайшую историю у людей. Это все-таки те процессы, которые порождены объективными факторами, объективными тенденциями нашего нынешнего состояния, и положения, поэтому они будут существовать, а осень покажет, насколько дееспособна экономически и в социальном плане киевская хунта.
Вряд ли ее дееспособность, ее прочность, ее самодостаточность, о которой вообще сейчас речи не должно быть, усилиться за этот период, я думаю, что только ослабнет. А мы здесь будем смотреть, как мы продержимся, сколько, будет ли здесь широкомасштабная поддержка России, или она будет получать такие дозированные и локальные форматы, это уже тоже вопрос.
Но без российского фактора, вы можете это услышать и от экспертов, и комментаторов, без российского фактора говорить о проблеме Новороссии, о проблеме Донбасса, никто не станет. Этот фактор стал не только внешним, но и внутренним важнейшим элементом нашего здесь существования, нашей борьбы, и надеюсь на будущее, нашего развития.
— Ресурсов не хватит у Киева, ни материальных, ни самодостаточности для долгой карательной операции? Читатели Pravda.Ru интересуются, это приведет к возобновлению перемирию, переговорам, по логике?
— Переговоры, как таковые, еще и не начинались. А вот предпереговорная стадия уже как-то проявилась в этих двух или трех консультационных встречах. Это уже какой-то начальный подэтап, предэтап, а реальные переговоры можно будет вести с тех позиций, которые будут, я думаю, артикулированы и Европой, и Россией со своей стороны, и будут вынуждены, или не вынуждено, но будут приняты Киевом.
В центре Европы вести борьбу, используя тактику выжженной земли, разрушая многотысячные населенные пункты, такие города, как Краматорск, не говоря уже начать это в отношении Донецка, я думаю, что европейская общецивилизационная линия развития противоречит таким действиям, и ни одной сверхсправедливой идеи, или какими-то факторами, обстоятельствами, никому не дано оправдать, принять, и тем более узаконить.
А российский фактор будет выполнять роль такого постоянного двигателя давления в этой системе. Я не исключаю, что здесь будет создана специальная зона с международным военно-дипломатическим контролем, и так далее, естественно, только с активным участием Москвы.
Читайте также:
Григорий Добромелов: Конфликт на Украине перейдет в скрытую фазу
Константин Долгов: Насилие на Украине должно быть немедленно прекращено
Сергей Чепик: Стрелков займется укреплением вертикали власти