Доктор педагогических наук, член общественной палаты по образованию в городе Москве и член комиссии по вопросам реализации социальных городских программ в сфере образования Яков Турбовской рассказал корреспонденту Pravda. Ru о влиянии министра образования и науки Дмитрия Ливанова на российскую систему образования.
— Как вы думаете, почему несмотря на шквал критики в его адрес, Дмитрий Ливанов фигура непотопляемая? Однажды журналисты спросили его, боится ли он отставки, на что Ливанов ответил с ухмылкой: "Нет". Все ли дело в связях и покровителях наверху?
— Вчера на телевидении кто-то критиковал министерство, что надо его разогнать, а я сказал, что дело не только в министерстве, а в понимании стратегии развития образования. То, что делает образование, считается стратегически правильным, и ошибка здесь заключается в том, что кто-то образованный, эрудированный посчитал необходимым полностью воспользоваться опытом Запада. Раз у нас идет слияние с миром, то надо воспользоваться этим самым опытом. А сделав первый неверный шаг, то есть механически начав перенимать то, что там есть, и финансирование, и слияние, и организационное изменение, и ЕГЭ, и гипертрофированные тестирования, мы пришли у прямому копированию, переносу этого опыта в совсем другую культуру ценностей, в другой мир, в другую систему подготовки кадров.
Поэтому то, что делает Ливанов, при всей его ошибочности, есть продолжение того, что делалось до него, но он упрямо идет по этому пути, не понимая, что чем дальше в лес, тем меньше дров, вместо них все больше осколков, разбитых людей, жертв, чего угодно.
Мы, по сути дела, все искорежили в нашей культуре и системе образования: у нас была отметка и оценка. А что такое оценка в руках учителя? Это возможность влиять на ученика, сегодня же учитель и ученик противопоставлены друг другу. Учитель формально оценивает знания по тестам, и ему не важно, влияет это на ученика, не влияет. Мы даже придумали в результате такой девиз: "Пришел в школу — учись", как будто это дело одного только ученика.
Мало того, мы перевели образование в сферу услуг, мы породили огромные количества не присущих нам недостатков. У нас свои были недостатки, но совсем другие. Поэтому сейчас проблема дошла до того, что школа перестала быть родным домом для ученика, перестала заниматься воспитаем ученика, мы не учитываем сути самого образования, навязываем ей формальности, она так же формально отвечает нам "да-да-да", но в чем это заключается в современных условиях? Ведь у нас совершенно разные школы.
Настолько ситуация стала неуправляемой, что Ливанова скорее нужно пожалеть, потому что он попросту не владеет ситуаций. Помните, есть русская сказка "Колька я поймал медведя, так тащи его сюда, но он же меня не пускает". Так вот, с Ливановым именно такая ситуация. Он достаточно умный человек, он сам пришел из образования, должен понимать, что происходит, но он вынужден двигаться по инерции туда, куда он движется.
И самое страшное, что произошло. У советской власти было много недостатков, но критики она не игнорировала. Ливанову позволено полностью игнорировать критику, содержательную, ведь по всем вопросам, по которым мы спорим с Ливановым, он не отвечает на вопросы. Общество и компетентные специалисты говорят об одном, а он о другом. Ему это позволяют, и не только ему. В это дело оказался втравленным не он один. Либо ложно понимаемое самолюбие, либо боязнь нести ответственность, не позволяет тем, кто толкал образование в эту сторону, открыто сказать: "Ребята, надо тормозить". Хотя, с ЕГЭ они уже тормозят очень здорово. В частности, вузам разрешили проводить собеседования, вообщем что хотят делают: завышают, занижают планки ЕГЭ.
Что творится с образованием трудно представить. Сегодня нужен серьезнейший, компетентный аудит, способный всерьез оценить качество современного образования. Не только по отношению у Ливанову, а к тем ценностям и основаниям, которые определяют его развитие.
Пора остановиться, оглянуться, задуматься и принять правильное решение. Ничего не надо больше ломать, мы так далеко зашли, что и ломатьт уже нечего. Но дело заключается в том, чтобы от нас не требовали той ретивости, которую мы проявили, а мы ее проявили. Вчера на телевидении раздавались речи, что Ливанова надо судить, а ничего подобного. Не надо искать виновных, следует искать пути решения, и осознать, в чем наши ошибки, и как по-другому делать. Давайте перестанем бороться с людьми, а начнем решать проблемы.
Читайте также:
Геннадий Месяц: Страна с великой наукой заслуживает лучшего министра
Олег Сергеев: Ливанов заслуживает не просто легкой критики, его нужно бить
Олег Сергеев: Ливанов начал атаку на мировые вузовские традиции