Министр образовнаия Дмитрий Ливанов часто подвергается критике. За что именно его ругают, и есть ли основания под этими замечаниями Pravda.Ru рассказал эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев.
- Мы не знаем большинства высокопоставленных чиновников ни в лицо, ни по имени. Но есть, так сказать, «народные» персонажи, о которых разве что только анекдоты не рассказывают. Еще недавно таковыми были господа Онищенко и Фурсенко, в последние два года пальму первенства все чаще перехватывает министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Как вы думаете, почему несмотря на шквал критики в его адрес, Дмитрий Викторович фигура непотопляемая? Однажды журналисты спросили его, боится ли он отставки, на что Ливанов ответил с ухмылкой: «Нет». Все ли дело в связях и покровителях наверху?
- Ливанов заслуживает не просто легкой критики, его нужно бить. Но бессмысленно его одного отправлять в отставку, не отправляя в отставку все правительство, которое является абсолютно недееспособным органом. И Фурсенко, и Ливанов, это люди не компетентные в области образования. Они физики- теоретики, причем тут школа и система образования? Они и в науке-то узкие специалисты.
У Наполеона был математик Лаплас, так он его уволил с этой должности за то, что он все время теорию бесконечно малых величин применял в политике. Тут тоже самое, ровным счетом.
Кроме того, я считаю, что как на Украине Порошенко не имеет влияния, так и Ливанов точно также не влияет на свою сферу, просто потому что он совершенно не представляет предмета своей деятельности. Это можно заметить по его интервью, найдите их в интернете, например, интервью со мной четыре года назад. Он тогда говорил только про ЕГЭ, будто кроме этого других тем нет.
Допустим, он просто хороший человек, но должны быть и другие компетентные чиновники. Но таких вообще не видно.
Если почитать все приказы министра образования, то становится ясно, что они касаются мониторинга образовательной системы. А над образовательной программой никто не думает, они просто хватаются за голову - ну что это такое?
Есть «майские указы президента» 2012 года, в них многое сказано, но люди их совершенно не читают. Кроме того, есть послание президента от 2012 года, в которых четко обозначены все задачи, которые стоят перед образованием. Но его тоже не читают.
Я уж не говорю про думцев, они тоже не желают ни с чем знакомиться. Они говорят, что для них это как высшая математика для чемпионов по боксу. Но почему эти документы не читает сам Ливанов - очень большой вопрос.
- Насколько обоснованы слухи о том, что Дмитрий Ливанов является «агентом влияния США»?
- Я полагаю, что лучше умный враг, чем друг - дурак. Я 12 лет проработал в аналитике, и главным образом по Штатам, и считал, что там в управлении сидят умные люди. Они нам предложили в 2004 году, когда была административная реформа, через своих агентов влияния в «Высшей школе экономики» очень хорошую идею, которая носилась у нас лет тридцать. Это, так называемое «бюджетирование» , ориентированное на результат, система БОР. Так вот, эту система БОР (она называлась программно-целевое планирование), ее в штаты когда-то привез Леонтьев, выпускник ленинградского университета.
Они предложили попробовать ее в России. Тогда дело было завалено, и я посмотрел, каким образом это было сделано.
Устроили так, чтобы всю идею отвергли. Я понимаю ЕГЭ, Штаты сами подсели на ЕГЭ и подсадили французов еще в 60-е годы, придумали его себе на голову. Это понятно.
Но система БОР должна быть любому министру понятна и должна служить руководством к действию.
- Самое громкое дело этого министра - конфликт с РАН. Насколько велика экономическая составляющая в устном наезде Ливанова на структуры РАН?
-. Если читать закон о РАН и об образовании, то там есть две вещи, которые уже можно считать диверсией. Сейчас президент все время говорит о новом технологическом укладе. Так вот новый технологический уклад заключается, прежде всего, в четкой интеграции образования, науки, производства.
Но, и в законе об образовании, и законе о РАН указано, что хотя они между собой пересекаются, но с производством их нельзя интегрировать. Законодательно образование не может интегрироваться с производством, не может выступать, как драйвер нового технологического уклада. И очень прискорбно, что это выполняется.
Читайте также: Зачем министр Ливанов копает под вузы?
Образование как стратегия опережающего развития
Депутаты написали про министра президенту