Экономист, преподаватель Института экономики естественных монополий РАНХиГС Владислав Гинько рассказал в интервью корреспонденту Pravda. Ru об экономических отношениях России и Украины после подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
— Действительно ли наш рынок серьезно пострадает, если Украина будет поставлять дешевые товары из Европы? Надумана ли проблема? Как вы считаете, потери для РФ будут ощутимы?
— Потери для России могли бы быть, если бы мы не вводили таможенные пошлины. С сентября импортная таможенная пошлина будет составлять 7,1 процент. Как мы знаем, пока что наши коллеги по ТС, Белоруссия и Казахстан, решили взять паузу, и не последуют примеру введения импортных пошлин.
Здесь, я считаю, на самом деле, ситуация такова, что Россия и ТС хотят показать, что мы не хотим играть против экономики Украины, мы готовы работать с Украиной, мы те товары, которые поступают с Украины, готовы принимать, если они соответствуют санитарным нормам, и техническим стандартам. При этом, любые действия, направленные на защиту российского рынка, воспринимаются, как попытка использовать определенные рычаги для того, чтобы повлиять на политическое руководство Украины, это не так.
И это не так потому что, здесь я бы подчеркнул такую необычную вещь, что экономика Украины находится в настолько плачевном состоянии, что здесь даже без каких-либо ограничений, экономика проваливается в пропасть. Экономика Украины будет ухудшаться с каждым месяцем, это очевидно, а к осени может ускорится, вместе с зимой, вместе с газовой проблемой, неуплаты долгов за газ, и когда бесплатный газ будет исчерпан, в такой ситуации вопрос того, насколько Россия пострадает переходит в другую плоскость. Россия оказала украинской экономике в общем сумме поддержку на 250 миллиардов долларов, о чем говорил Медведев, за все время существование независимой Украины.
Мы это делали через невысокие цены на газ, через приобретение продукции украинских предприятий, теперь речь идет о том, что Украина намерена транспортировать через свою территорию товары из Европы, и эти товары могли бы составить конкуренцию на российском рынке, и Россия готова защитить.
Действительно, Россия защитит, и поэтому потенциальный убыток будет отсутствовать. Мы не будет предпринимать каких-то специализированных мер для того, чтобы ограничить экономическую деятельность украинской стороны. Основная трагедия, которая происходит на наших глазах, заключается в том, что договор об ассоциации ЕС с Украиной не приведет ни к какому развитию этой страны, поскольку, если говорить про возможности экономики Украины в рамках этой ассоциации, они минимальны.
Падение гривны привело к тому, что экспорт свинины давно уже упал в 2 раза, то есть, Украина не способна сильно помочь европейским потребителям, потому что экономика падает с такими темпами, которые превосходят все возможные ожидания. У России огромная экономика, пятая по величине в мире, по валовому продукту, если взять по паритету покупательной способности. ВВП России больше, чем ВВП крупнейшей экономики Европы Германии, поэтому мы очень сильные в экономике, в финансах, нам удалось из болота 1990-х годов восстановить многие отрасли.
У нас много восставлено промышленных предприятий, которые были закрыты в 1990-е года. У нас не только нефть и газ, Россия это не только экспорт сырья, поскольку экспортное направление российской экономики дает четверть ВВП, 75% экономики нашей страны никак не связано с экспортом. Поэтому можно оценивать возможные потери от того, что появились беспошлинные на российском рынке товары из Европы.
Действительно, они могут появиться, потому что пока что Белоруссия и Казахстан воздержались от принятия решения о введении импортных пошлин. Здесь Россия особо не препятствует этому, потому что мы должны, с одной стороны, защитить свой российский рынок, с другой — Россия готова пойти на беспрецедентные уступки в рамках ТС. И мы это видим, что Украина на текущий момент будет пользоваться возможностью зоны свободной торговли, при этом, вступив в ассоциацию с ЕС.
Россия в очередной раз, уже в рамках ТС, демонстрирует, что мы никого не хотим заставлять, в отличии от наших западных партнеров, идти в интересах исключительно России. Если Белоруссия и Казахстан увидят, что такое использование зоны свободной торговли будет им вредить, то они, естественно, защитят свой рынок, тем более, что в Казахстане, где непростая финансовая ситуация, где произошла девальвация тенге на 30%, они понимают, они могут защитить рынок, просто они будут действовать в зависимости от ситуации.
А то, что происходит, Россия не намерена заставлять ТС играть в торговую войну с Украиной или ЕС. Еще раз Россия показывает, что-то, что предлагает российская сторона Украине, намного выгоднее. Последнее было предложение, это самая низкая цена на газ в декабре, заключенная с Януковичем, и 15 миллиардов долларов кредита, которые были бы направлены на социальные расходы, то есть на обеспечение уровня жизни обычных граждан Украины.
Политические власти на текущий момент приняли решение об ассоциации с ЕС, но они сталкиваются уже с холодным приемом, буквально с холодным приемом, начиная от дипломатического представительства в Киеве, которые жителям Украины отказывают в выдаче долгосрочных виз, и заканчивая тем, что Украина не сможет найти рынок сбыта в Европе своей продукции, она будет вынуждена закрывать предприятия, производить массовые увольнения, при чем, она будет это делать, как вследствие того, что она не выдержит конкуренции, как следствие и рекомендаций МВФ. В такой ситуации Россия не намерена делать какие-то шаги, через ТС заставлять своих партнеров экстренным путем вводить импортные пошлины, чтобы не было каких-либо сомнений, что Россия не является причиной экономической катастрофы, разворачивающейся на Украине.
Причина экономической катастрофы заключается в том, что, если кратко выразить, тот уровень жизни, который был при прежнем руководстве страны, то есть, стабильная гривна, растущие пенсии, этот уровень жизни не только невозможно достичь в ближайший год, а вполне возможно, что он никогда не будет достигнут.
Соответственно, просто даже взять по таким параметрам, просто по выезду граждан Украины за рубеж, я смотрел статистику, с каждым годом количество граждан, выезжающих за рубеж из Украины, именно на отдых, росло, в 2013 году они за границей потратили на отдых 6 миллиардов долларов. Теперь же у них нет денег, у них гривна обесценилась, растут тарифы, растут долговое бремя, есть бесплатный газ от России, по сути дела, Украина еще существует, поскольку произошла беспрецедентная вещь, закачав миллиарды кубометров газа, власти Украины решили вообще не расплачиваться.
Такого не было никогда в мировой экономической истории. Но вот расплата за такую политически безответственную политику близка, и Россия не хочет ни в какой мере ассоциироваться с тем, что она могла каким-то образом способствовать экономическому кризису. Я уверен, что если встанет вопрос о том, что Украина обратится за финансовой помощью к Москве, мы ей эту помощь окажем.
Да, мы должны защитить свой рынок, у нас есть импортная пошлина, но мы это делаем на столько по минимуму, насколько это возможно, то есть, мы не можем совсем поступиться собственными национальными интересами. Основной акцент экономисты, находящиеся в Киеве, должны сделать на то, куда они ведут Украину через те рекомендации, которые им выдают западные партнеры, к чему они пришли, и куда дальше намерены компенсировать утрату экономических связей с Россией. Поэтому получается такая ситуация.
— Почему бы Украине не пойти по пути Сербии, которая имеет зону свободной торговли с Таможенным союзом и вступает в ЕС? Почему бы им не установить выгодные и конструктивные отношения, как с Россией, так и со странами ЕС? Это в принципе возможно как вы считаете?
— Дело в том, что Украина подходит к такой точке развития своей системы, когда происходит практически банковский коллапс, то есть, из 180 банков, которые существуют на Украине, реально работают несколько десятков, остальные банки под разными предлогами отказываются выполнять свои обязательства.
Нарастают кредитный майдан, тарифный майдан, в такой ситуации, когда МВФ рекомендует уволить 420 000 чиновников, когда железная дорога Украины увольняет 17 500, идут массовые увольнения. И в этой ситуации, если смотреть на опыт Сербии, да, можно быть, в ТС, можно в зоне свободной торговли.
Но дело в том, что сама Украина настолько стремительно падает, что ей невозможно что-то производить и продавать кому-либо. Экономика находится в полном свободном падении, невозможно занять на внешних рынках, по факту европейские крупные инвесторы отворачиваются от возможности предоставить займы правительству Украины. По факту растет безработица.
Если сравнивать с Сербией, Сербия устойчивая экономик, с ней можно прогнозировать отношения, с Украиной прогнозировать отношения сложно, потому что сбывается самый негативный прогноз. К осени экономика Украины, и то, что она может находиться и зоне свободной торговли, и в ТС, может перестать иметь какое-то значение, так как пример с Ливией.
В Ливии есть государство, но настолько оно раздираемое внутренними противоречиями, что не работает большинство нефтеперерабатывающих заводов. В такой ситуации не важно, в какие ты союзы вступаешь, потому что твое государство становится настолько нестабильным, настолько непредсказуемым, что оно разрывается такими противоречиями внутренними, что основная вещь возникает, что они не могут сами себя обеспечить, то есть, невозможно обеспечить в этом хаосе нормальное функционирование.
Влияние Украины в рамках того, что она входит в оба таможенных режима будет минимальным, просто по причине того, что экономика Украины находится в свободном падении. Осенью мы ничего другого не увидим, если будут внедряться рекомендации МВФ, а я напомню, что с октября примерно дорожает холодная вода в три раза, с июля запланировано ЖКХ, то есть, это полный такой финансово-экономический коллапс.
В такой ситуации формально можно находиться в разных союзах, но реально ты не ведешь никакой осознанной внешнеэкономической деятельности. Также будет возникать проблема с соблюдением технологических стандартов, качеством производимой продукции, потому что на Украине, в след вроде бы политической стабилизации, наступает экономический хаос, который во многом спровоцирован рекомендациями западных партнеров Украины.
Читайте также:
Пропаганда Киева: куда ускакали "ватники"?