Обозреватель и редактор молдавской газеты "Коммунист" Александр Исаев в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, что ждет Молдавию, если она подпишет договор об ассоциации с Евросоюзом.
— Подпишет ли Молдавия соглашение с Евросоюзом? Какие прогнозы можете дать? Ожидаете ли вы какого-либо обострения политической ситуации в связи с этим? Протесты населения возможны?
— Прогнозы самые негативные. Протесты ожидаются в стране, где около 50 процентов населения выступают за ассоциацию в Таможенный союз или Евразийский союз. Но нашему населению не дали права выразить свое мнение на референдуме.
В последние несколько лет предпринимались несколько попыток провести референдум по тому, чтобы определить внешний курс страны, но власть не этого не допустила. Один раз было объявлено, что сбор подписей был проведен неправильно, что подписи сфальсифицированы, это был явный политический заказ власти. В другой раз просто отказали в его проведении.
Сейчас в Молдавии наблюдаются весьма странные ситуации, никакого праздника не происходит, наоборот, негативное ожидание, среди населения негативное отношение к ассоциации чувствуется просто везде, на улицах, и в разговорах.
Претензии той здоровой части общественности, которая выдвигает свои требования, в частности оппозиционных, парламентских сил, непарламентских общественных объединений, совершенно ясны. Во-первых, это соглашение об ассоциации с ЕС никак не обсуждалось общественностью, не было консультаций, текст договора скрывался от общественности практически два месяца.
Его даже парафировали на английском языке, потому что не существовало молдавского перевода. Депутатам парламента будет предложено ознакомиться с текстом непосредственно в день подписания. Вы можете себе представить, что такое 1000 страниц теста? Никакого обсуждения не происходит, это раз. Во-вторых, весьма негативные прогнозы по тому, что может принести эта ассоциации для Молдавии.
Молдавия утратит часть суверенитета, потому что создаются по этому соглашению наднациональные органы, которые будут диктовать Молдавии правила игры и принимать решения.
Кроме того, это несет весьма негативные последствия для экономики. Если на Украине эти последствия обсуждались при массивной пропаганде в пользу ассоциации с ЕС, то в Молдавии ничего подобного просто не проводилось. Понятно, что открывать рынок для товаров из Восточной Европы в Молдавию смерти подобно, мы не производим ничего такого, чего бы ни производили в Восточной Европе, наша сельхозпродукция неконкурентоспособна, поэтому прогнозы негативные.
Приднестровье — страшный вопрос, потому что официальные элиты Приднестровья заявили, что не собираются подписывать соглашение. Это значит, что фактически таможенная граница, которая проходит между Румынией и Молдавией сдвигается на Днестр, потому что понятно, что не может часть страны вступить в соглашение, а часть не вступить, товары будут двигаться, производители будут работать, соответственно, таможенные границы становятся явью.
Отмечу, что США и ЕС уже через свои фонды выделили достаточно много средств, последняя порция денег поступила на днях, это более 20 миллионов долларов. Существует мнение, что таможенная граница между Приднестровьем и Молдавией означает практически полноценную государственную границу, то есть, прекращение всякого приднестровского урегулирования, конфронтация на этой границе, и в перспективе окончательное разделение страны, а еще в большей перспективе — уход оставшейся части Молдавии в Румынию. Такой негативный прогноз.
Никакой радости по этому поводу молдавские граждане не испытывают, возможность протеста ограничена, надо учитывать, что страна захвачена олигархами, тоже самое, что происходило на Украине. Две группировки олигархов делят власть между собой, подавляют всяческие попытки протеста, подавляют свободу слова, закрывают оппозиционные телеканалы.
Молдавия все увереннее становится полицейским государством, подписывает договор о взаимной помощи с Румынией в случае массовых беспорядков, по которому, в случае если происходит что-то в Молдавии, то могут быть введены румынские войска.
Постоянно звучат разговоры о вступлении в НАТО, в том числе от президента Молдавии Николае Тимофти. Партия коммунистов на этой неделе поставила вопрос об его импичменте, но надежд на это крайне мало, потому что оппозиционные коммунисты в парламенте занимают меньшинство.
Конечно, уличные протесты будут, но, к сожалению, молдавская оппозиция, которая находится под прессом с 2009 года, разрознена, ей трудно организоваться, наверное, слишком активных массовых протестов организовать не удастся. Тем более, что меры предпринимаются властью крайне активные, не только полицейского характера, но и диверсионного.
В частности, Гагузия, которая уже заявила о неприятии ассоциации с ЕС на уровне и автономного правительства Гагаузии, на уровне народного собрании Гагаузии, уже подвергла себя репрессиям. Гагаузию объявляют сепаратистами. Обстановка чрезвычайно напряжена в Молдавии, никто здесь не рад подписанию ассоциации с ЕС.
— И в Грузии, и на Украине, и в Молдавии сторонники евроинтеграции утверждают, что выбор в пользу ЕС означает построение демократического государства без коррупции с прозрачной экономикой. Но неужели для этого нужен надсмотрщик? Самостоятельно этого страна делать не может?
— Уточним, что поддержки со стороны гражданского общества, со стороны общественности этой ассоциации с ЕС нет никакой. Это естественно, поскольку никаких консультаций не велось ни с кем. Сторонники евроинтеграции также дезориентированы, как и ее противники. Фактически за интеграцию выступает власть, разного рода чиновничество, которое является единственным выгодополучателем.
Молдавия фактически осталась единственной страной из всего Восточного партнерства, которая следует курсом Брюсселя. В Грузии сменилось правительство, на Украине идет война, а Молдавия декларирует историю успеха, ее волокут за шиворот в ассоциацию.
— Как в свете подписания соглашения с ЕС вы видите развитие дальнейших отношений Молдавии и России? Россия как-то будет защищать свой рынок? Какие действия в экономическом плане вы можете предположить?
— Огромная причина для беспокойства для молдавских производителей, для молдавской экономики, для молдавской государственности. Это не только прямые негативные последствия, но и возможная реакция со стороны России. Потому что Россия занимает первое место, как крупнейший экспортер товаров из Молдавии, и в России трудится несколько тысяч молдавских гастарбайтеров.
Естественно, Россия беспокоится о том, что открытие рынка Молдавии для ЕС грозит валом экспорта в Россию, другими экономическими последствиями, что Россия будет вынуждена, при возникновении каких-то негативных последствий защищать свой рынок.
В Молдавии боятся, что может быть введен визовый режим, серьезные таможенные ограничения, то есть, что Молдавия потеряет возможность находиться в зоне свободной торговли с Россией, а это для молдавской экономики смерть и катастрофа.
Читайте также:
Гурген Григорян: Соглашение с ЕС — это еще и военный проект
Григорий Петренко: Молдавии нужна евразийская, а не европейская интеграция
Николай Межевич: В Европе считают, что чем хуже Москве, тем лучше Европе