Сосо Цинцадзе: Россия должна сделать шаг навстречу Грузии, чтобы та отказалась от ассоциации с ЕС

Президент Дипломатической Академии Грузии, политолог Сосо Цинцадзе рассказал в интервью корреспонденту Pravda.Ru о перспективах, которые ожидают его страну после подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

- Зачем Грузии ассоциация с Евросоюзом, если общей границы с ЕС нет, и продукция не столь востребована на европейских рынках? Может быть, правильнее было бы делать ставку на российские рынки, где грузинские товары знают и любят?

- Конечно, российский рынок для Грузии, рынок, как таковой, более перспективный, более привлекательный, более выгодный, чем европейский рынок. Я понятия не имею, чем мы должны удивить Европу. Какая грузинская продукция может сейчас стать конкурентоспособной на европейском рынке? А вот что касается России. Россия давно привыкла к нашей продукции, так что это более перспективно на сегодняшний день. Вчера я смотрел сюжет по грузинскому телевидению, оказывается, что начали делать какие-то сорта грузинского сыра, который будут экспортировать в Европу. Последний раз в супермаркете в Париже я насчитал 67 сортов сыра, начиная от рокфора и кончая какими-то экзотическими сырами, поэтому мне трудно представить, чем мы должны торговать. Но я все-таки думаю, что в перспективе, раз Грузия выбрала себе европейский путь развития, главное эта составляющая. А что касается рынка, у меня здоровый скептицизм. Может быть, европейские продукты, которые будут экспортировать на наши рынки, если они по ценам доступнее, если цены не будут кусаться слишком, это может быть для нашего потребителя привлекательнее, чем такие экзотические фантазии, что грузинский сыр мы будем экспортировать в Европу, это мне трудно представить.

- Нельзя ли делать цивилизационный выбор, не нарушая экономических и других связей с Россией? Вот Сербии же это удается, она вступает в ЕС и имеет зону свободной торговли с ТС. Они умеют договариваться, и не обостряют отношения ни с Россией, ни с Западом. Что мешает Грузии пойти по этому же пути? Что необходимо для этого сделать?

- Видимо, свое первое веское слово должна сказать Россия, потому что Россия более сильная сторона, тут сильный всегда должен проявлять свое великодушие, потому что сила обязывает, положение обязывает. Вы знаете, что сейчас в Грузии есть политическая тенденция, что Россия оккупант. И действительно, проблема Абхазии, Осетии, я понятия не имею, какая выгода сейчас России способствовать осетинским сепаратистам. Вот какая выгода? Крым, хорошо, можно еще оправдывать, история, Хрущев. Но на кой черт Осетия? На кой черт 15-20 000 бездельников живут там, которые зажрались на российские деньги, еще какой-то референдум устраивают, еще какое-то присоединение. Я не понимаю, не болит голова у России? Допустим, по Крыму все проблемы решены, теперь новая проблема нужна России? Я понятия не имею. Вот Сурков на днях побывал в Цхинвале, видимо, дал свое добро на этот референдум. Конечно, это не способствует улучшению российско-грузинских отношений, никак не способствует. Осетия, которая превратилась сейчас в черную дыру для российского бюджеты, миллиарды рублей вбухивали, вбухивают и еще будут вбухивать. И что? Отдача какая? Но это в политическом плане, конечно, негатив, в смысле взаимоотношений Грузии и России. Вы говорите с человеком, который учился в России, работал в России, я по сегодняшний день член научного совета двух научно-исследовательских институтов, меня очень много связывает с Москвой, с Россией, я понятия не имею, иногда удивляюсь. Конечно, есть прагматизм, конечно, есть национальные интересы, конечно, есть свое видение в геополитическом плане, но Цхинвальский регион кот наплакал, что там. Что может Россия взять в Цхинвальском регионе, кроме того, что еще раз бросить лишний камень в грузинский огород. Знаете, какой-то искусственный раздражитель. Понятия не имею. На ваш вопрос, видите, у меня встречный вопрос. Тут, видимо, Россия, как более сильная сторона, она должна взять какую-то долю ответственности и брать инициативу в свои руки.

- Как в свете подписания соглашения с ЕС вы видите развитие дальнейших отношений с Россией?

- Это зависит от политических элит России и Грузии, я далек от первого и от второго. Сейчас трудно, даже Нострадамус мог бы сейчас предугадывать что как, потом в каком виде это все представится, мне трудно сейчас сказать. Мое искреннее желание было бы поскорее урегулировать наши взаимоотношения с Россией, потому что все-таки близкие соседи. Вот на востоке, а мы все-таки люди восточные, как бы наши политики не кричали «Европа», мы все-таки восточные люди и от этого никуда не денешься. На востоке все-таки добрый сосед очень дорого ценится. 

Читайте также:

МИД России: Соглашение об ассоциации Украины, Молдавии и Грузии с Евросоюзом навредит России

Европа обнищала: назад к "буржуйке"

В Грузии обнаружены огромные запаса газа