Николай Иванов: США не отменят запрет на экспорт нефти

Заведующий сектором "Энергетические рынки" Энергетического департамента Института энергетики и финансов Николай Иванов в интервью корреспонденту Pravda.Ru прокомментировал сообщение о том, что власти США смягчили действующий почти 40 лет запрет на экспорт нефти, разрешив вывозить из страны газовый конденсат.

— Как вы считаете, что стало причиной такого решения? Принято ли оно в связи с антироссийскими санкциями и переделом энергетического рынка?

— Никакой российской темы здесь нет, никаких решений не принято, это единичный случай, ничего особенного не произошло. Это решение очень старое, запрет экспорта сырой нефти, а конденсат — не совсем сырая нефть, поэтому ничего особенно. Никаких законодательных изменений там не произошло и никогда не произойдет, потому что очень много за и против. Но про Россию эти сторонники и противники вряд ли слышали.

— То есть это нельзя рассматривать как первый шаг к отмене экспортного эмбарго на американское сырье?

— Экспортного эмбарго не будет в обозримом будущем отменено. Потому что есть сторонники, такие, как Лиза Мерка́уски сенатор от Аляски, которая является главным республиканцем в комитете по энергетике сената. Она постоянно это лоббирует, хотя Аляска не заинтересована.

Аляска имеет право экспортировать свою нефть, потому что этот запрет имеет исключения, одно из них это экспорт нефти с Аляски. Также любой экспорт возможен по прямому распоряжению президента, поэтому, если будет необходимость, все это можно решить.

Но, во-первых, такой необходимости нет. А, во-вторых, есть разные силы, которым это выгодно, и которым это невыгодно.

Например, есть вертикально интегрированные компании, которые добывают нефть, перерабатывают, неплохо зарабатывают на экспорте нефтепродуктов. Есть независимые производители, которые добывают нефть и вынуждены продавать ее по относительно небольшой цене на МПЗ.

При том, что есть запреты и ограничения на движение нефти, скажем, существует закон Джонса (раздел о каботажном судоходстве закона о торговом флоте от 1920 года), который разрешает торговые перевозки между портами США, если только эти суда произведены в США, принадлежат гражданам США, плавают под флагом США, команда которых состоит из американских граждан. Таких танкеров, наверное, не бывает. Поэтому, разрешение на экспорт сырой нефти для Америки не самая насущная задача, ведь США все равно пока остаются нетто-импортером нефти. А вот отмена закона Джонса сейчас более актуальна.

Дело в том, что, например, легкая нефть, произведенная в Техасе, не востребована находящимися по соседству НПЗ Мексиканского залива, которые ориентированы на тяжелую нефть Мексики и Венесуэлы. И эта нефть отправляется танкерами на НПЗ восточной Канады, а не в Новую Англию, что было бы логично. Но в любом случае никаких антироссийских мотивов в этих возможных решениях нет и не предвидится.

Читайте также:

Сланцевая катастрофа: от Техаса до Львова

Выстрелит ли нефтяное оружие США

Елена Супонина: Слухи о грядущем снижении нефтяных цен используют в психологической войне против России