Европейский союз объединил очень разные страны, интеграция была призвана создать наиболее благоприятные условия для развития экономики на территории Европы. Удалось ли европейцам добиться этого, или нет? И в чем лежат причины неудач политики институтов Евросоюза? На эти и другие вопросы Pravda.Ru ответил сотрудник кафедры внешнеполитической деятельности России, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), профессор Александр Михайленко.
- С чем, по Вашему мнению, связано ухудшение уровня жизни в Европе после кризиса 2008 года? Так ли легко жить и работать в Европе, как нам рисуют?
Я думаю, что общая ситуация для Европы сейчас неблагоприятная. Во-первых, в Европе происходит старение населения. Сейчас все больше пенсионеров, потому что деторождение снижается, и это очень заметно влияет на различные стороны жизни. А во-вторых, обострились противоречия, связанные с очень большой миграцией. Миграция из стран Азии, Африки, несет чуждую культуру, и это противоречие накладывает свой след и на экономику.
Кстати говоря, последние результаты выборов в Европарламент продемонстрировали, что ксенофобия из-за роста миграции увеличивается. Плюс к этому влияние оказывает общая обстановка в мире, после кризиса 2008 года восстановление идет очень неустойчиво.
Мировые события приводят к последствиям и для Европы, которая очень сильно, экспортоориентирована, и когда в мире происходит стагнация, на Европе это отражается. Я думаю, что политические события, которые связаны, в том числе, и с Украиной, также отражаются на уровне жизни в Европе. В первую очередь, это решения по поводу санкций, а кроме того, по «Южному потоку», эти решения необоснованные, ведь тот же «Южный поток» призван развивать торговые связи со странами постсоветского пространства. Вот несколько факторов, которые наносят ущерб Европе.
- Последние исследования показывают, что количество бедных граждан растет как в британском королевстве, так и во Франции и других странах. Эффективна ли политика Еврокомиссии по вводу жестких мер экономии в странах Евросоюза, которая усилила давление на население даже стабильных стран и привела к росту бедности в Европе?
Что касается Еврокомиссии, это наднациональный орган, они, по идее, должны представлять интересы Европы в целом. Но Европа в целом, я думаю, просто не сложилось еще, в разных странах есть разные представления о том, как должна развиваться экономика. Немцы, например, двумя руками за строгие меры в экономике, чтобы сокращать дефицит бюджета. В других странах, в том числе Франции, а она одна из крупнейших стран ЕС, считают, что жестких мер не должно быть, но необходимо, чтобы развивалось производство, чтобы кредитовались компании. Поэтому Еврокомиссия в данном случае находится между различными огнями, тем более, что она не властный орган, а в первую очередь должна прислушиваться к мнению всех стран ЕС.
Различные точки зрения могут быть на политический курс европейской комиссии. Но я считаю, что здесь была бы правильна либо жесткая политика экономии, либо наоборот, поощрение возможностей производства, льготное кредитование и т.п. Здесь нет одного единственно правильного пути.
Поэтому надо смотреть в какой стране Евросоюза каким лучше образом стимулировать производство, чтобы люди более эффективно работали. Я думаю, что это не всегда удается Еврокомиссии, и по крайней мере, я это вижу по тому подходу, который есть в энергетическом направлении. Они заставляют Сербию, Болгарию, Австрию отказаться от сотрудничества с Россией, потому что мы не согласны на условия третьего энергопакета, а этим странам как раз очень важно развивать энергетическое сотрудничество с Россией. Поэтому единый подход, который пропагандирует как раз Еврокомисссия, мне кажется, не очень работает, и в этом как раз проблема.
- Как Вы считаете, выход из Евросоюза, за что ратуют многие и британцы, и французы и другие члены ЕС, помог бы странам быстрее преодолеть экономические проблемы при помощи самостоятельной политики?
Это тоже большая проблема. В принципе, теоретически интеграция способствует развитию, она способствует более эффективному использованию тех ресурсов, которые есть в интегрированных странах. Но если происходит то, что происходит сейчас в Великобритании, я не исключаю, что в 2016 или 2017 году, когда планируется проведение референдума, Великобритания примет решение о выходе из ЕС, это, конечно, будет очень большой удар по союзу.
Выиграет ли от этого Великобритания - это вопрос просчета. Недавно бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр написал статью о том, выиграет ли Великобритания, если покинет ЕС. И он делает вывод о том, что она проиграет, потому что это будет выход из единого экономического пространства. И стране будет сложно наладить свои связи с развевающимися странами, например. Но с другой стороны, ей уже не придется спрашивать еврокомиссию, не надо будет консультироваться с другими партнерами, о том, как строить отношения с Китаем, с Индией, с Бразилией, с Россией и другими странами. А ведь именно Азия становится сейчас локомотивом мировой экономики. Но другие аналитики говорят, что все это не так просто, и что Брюссель ничему не препятствует, Великобритания может самостоятельно решать вопросы, но никаких гарантий того, что она сумеет договориться с той же Индией или Китаем просто нет. Возникнут новые противоречия, будет много других вопросов.
Может быть, лучше совмещать - находясь в ЕС, регулировать проблемы по-умному, тогда может быть достигнут экономический рост. Кроме Великобритании о выходе из ЕС заговаривают в проблемных странах - Португалии, Испании, но им ЕС им помогает очень сильно, так что они вряд ли будут ставить вопрос о выходе всерьез. Идеальный вариант - это выйти из ЕС, освободившись от правил и регламентов, но это, конечно, не значит, что она тотчас наладит гораздо более эффективные связи с другим кругом стран.
Читайте также: Россия, НАТО, Евросоюз - время упущенных возможностей
Французский кризис потопит Евросоюз?
Как Евросоюз топит периферийные экономики
Британские ученые: Евросоюзу грозит кризис из-за нехватки природных ресурсов
Последние новости о Украине на 24 июня 2014 года