Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, с чем связан запрет на въезд в Россию по национальным паспортам для граждан Таджикистана.
— Теперь таджики будут въезжать в Россию и выезжать из нее только по заграничным, служебным, дипломатическим паспортам, паспорту моряка и свидетельству на возвращение в Республику Таджикистан. С чем это связано? Это начало визового режима? Некий первый звонок?
— Напомню, что в одном из посланий президента было прямо озвучено решение о том, что с 2015 года въезд для граждан государств СНГ должен быть по загранпаспорту. Поэтому вопрос не в том, почему это решение принимается, а почему оно касается в данный момент только Таджикистана.
Безусловно, в этом случае нужно говорить не о странах СНГ как таковых, а об основных донорах эмиграции. Основными донорами эмиграции являются Таджикистан, Узбекистан и Киргизия, и на них приходится более 2/3 потока трудовых мигрантов, соответственно, именно для этих стран наиболее актуальным является вопрос о въезде по загранпаспорту.
Есть особый вопрос по Киргизии. Сейчас идет процесс присоединения Киргизии к ТС, единому экономическому пространству, а может быть и к Евразийскому экономическому союзу.
Я считаю это решение стратегической ошибкой по разным причинам, в том числе, и для самой постсоветской интеграции, потому что страна получает право вето, не внося свою лепту в увеличение объемов внутреннего рынка и экономического потенциала. Тем не менее, видно, что это повлияет и на миграционную политику.
Узбекистан ни в каких интеграционных процессах не участвует вообще, тем не менее, на миграционном режиме это никак не сказалось, Россия по-прежнему сохраняет критически неприемлемый уровень миграционной открытости по отношению к миграции из Узбекистана.
Поэтому аналогичный режим должен появиться и в Узбекистан, который является наиболее многочисленной страной Средней Азии, и среди этих среднеазиатских республик является основным донором миграции. Поэтому это шаг в правильном направлении, который должен быть дополнен последующими шагами, как в смысле расширения круга государств, так и в смысле подготовки введения визового режима.
— Некоторые в интернете объясняют сообщения об ужесточении въезда тем, что в России пытаются освободить места для беженцев с Украины? Вы согласны с этим?
— Абсолютно. Ситуация с Украиной такова, что ее уже нельзя учитывать в общем эмиграционном балансе, а значит надо принимать стратегическое решение, либо Россия в обозримые сроки помогает возникновению новых государств на территории Новороссии и помогает обустроиться в жизни там, либо Россия уже должна прогнозировать появление большого потока вынужденных мигрантов.
Безусловно, выходцы из восточных регионов Украины в качестве мигрантов для России гораздо более желательны, чем выходцы из Средней Азии, это совершенно другое качество человеческого потенциала.
Поэтому надо принимать системные меры, которые будут стимулировать желательную миграцию, то есть культурно близкую, профессионально компетентную, социально полноценную, и отсекать нежелательную. Миграционная политика должна быть селективной.
Читайте также:
Стране нужны новые рабочие аристократы
Вячеслав Поставнин: Мигранты очень серьезно вкладываются в экономику России
России нужны мигранты - сильные и разные
Мигранты в РФ: кто с квотой, кто с дипломом