Политолог и доктор политических наук Татьяна Шаклеина в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказала, какую позицию сейчас занимает Европа в отношении Украины и происходящих там сабытий.
— Украинские блоги и страницы в социальных сетях полны горькими упреками в адрес Европы с обвинениями в предательстве, например в том, что НАТО отказалась защищать Украину и принимать в ЕС не собирается и что отмена визового режима — только одни обещания. Это обоснованные претензии?
— Те, кто это пишут, хотели, чтобы события на Украине развивалась по варианту Югославии, чтобы были осуществлены военные действия войсками НАТО, чтобы были предприняты быстрые шаги по принятию Украины в ЕС.
Это одна позиция и уже устоявшаяся модель: политика по демократизации, которая равна смене режима. Как известно, ее США вместе с Евросоюзом уже опробовали в ряде стран. Украинцы понимают, что урегулировать конфликт в стране своими силами не получается, поэтому нужна третья сторона. Известен такой термин "интернационализация конфликта", когда во внутриполитический конфликт вмешиваются третьи страны.
У меня встречный вопрос: почему нельзя поручить это миротворческим силам ООН, например, которые также могут ввести свой контингент, привлечь туда и Россию, и представителей Европейского союза, может даже США, чтобы разделить воюющие стороны и начать активные переговоры с обеими сторонами. Такой вариант есть, но его никто не предлагает. Поэтому заявления блогеров говорят о том, что украинское государство не в состоянии решить свои проблемы.
— Считаете ли вы, что позиция Европы в отношении конфликта на Украине является взвешенной?
— Позиция есть разная, и взвешенная и эмоциональная. Европа — большая, там много стран, и у каждой есть официальная позиция, есть позиция населения, которую высказывают в блогах, твиттерах, электронных изданиях.
Мне кажется, в целом, Европа показывает свою слабость. Все-таки сила любой страны в том, что она может внести какую-то конструктивную струю в урегулирование конфликта.
Когда был кавказский кризис 2008 года, серьезная была ситуация, тогда европейцы, в частности, Франция, заняли активную позицию по урегулированию конфликта. Тогда не стоял вопрос о том, что НАТО надо ввести войска, хотя в Черном море стоял корабль. Пошли по дипломатическому пути и все стороны стали договариваться.
ЕС медлит в газовом вопросе, хотя очевидно, что Украина не правильно себя ведет, и нужно занять конструктивную позицию. Евросоюз только делает какие-то заявления, но результата никакого. И мы видим, что его предложения остаются фактически без ответа со стороны Украины.
Это демонстрация слабости ЕС. Получается, что и Украина, и ЕС проявляют слабость в этом конфликте.
Где мировая, европейская общественность, которая ратует все время за права человека, за Human Rights, где они все? Где их усилия по решению этих важных вопросов, по защите страдающих сторон: населения, женщин, детей в этом конфликте? Для меня вся эта ситуация — слабость Евросоюза.
— Многие эксперты полагают, что Россия выиграла партию в "газовой войне", переведя "Нафтогаз" на предоплату, ваше мнение на этот счет? Европа теперь пойдет на реализацию "Южного потока"?
— Может, и выиграли, конечно, но это нам стоило колоссальных усилий. Проблема так до конца и не решена, потому что Евросоюз не доводит дело до конца, не желает поспособствовать и заставить одного из участников процесса вести себя прилично, платить все деньги, не забирать газ, и быть полноправным, уважаемым членом этого консорциума.
Пока они этого не сделают, вопрос не будет решен. С "Южным потоком" гадать можно сколько угодно, и неизвестно, что будет завтра, но очевидно, что есть серьезное противодействие планам по "Южному потоку", оказывается давление на участников этого проекта.
Надеюсь, что конструктивизм и прагматизм одержит верх, потому что политизировать энергетическую сферу нельзя, так как это бьет по людям. Надеюсь, что в этом вопросе ЕС проявит максимум дипломатичности, чтобы обеспечить энергоносителями свои страны, и урегулировать конфликт, чтобы он не перекинулся за границы Украины.
— После перевода Украины на предоплату и свидетельств, которых стало значительно больше в европейских СМИ, о боевых действиях на юго-востоке можно сказать, что происходит постепенное смещение позиций Европы в сторону смягчения? Санкций не будет?
— Санкции были и потихоньку принимаются новые: Австралия свои списки обнародует, от США им можно ждать. Ответа четкого на вопрос относительно Европы у меня нет. Она должна быть более прагматичной, заземленной и направленной на решение конкретных проблем. Но все будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация на юго-востоке Украины, к чему они придут в этом конфликте.
Читайте также:
Крестовый поход ЕС в РФ повернул на Украину
Петр Искендеров: Украина вот-вот лишится поддержки Запада
Михаил Погребинский: Европа в ответе за все, что произошло на Украине
Николай Межевич: В Европе считают, что чем хуже Москве, тем лучше Европе