Главный редактор журнала "Политический класс", декан Высшей школы телевидения МГУ им. Ломоносова Виталий Третьяков рассказал корреспонденту Pravda.Ru, можно ли назвать проклятием Сталина войны и конфликты на территории бывшего СССР.
— Нынешние войны и конфликты, происходящие на территории бывшего Советского Союза, можно ли их считать ошибкой Сталина, как своеобразную расплату за расчленение империи?
— На территории бывшего Советского Союза ведется только одна война. Это то, что мы сейчас видим на востоке Украины. Нужно начинать с Ленина, если говорить о Советском Союзе, а не со Сталина. Почему на Украине сейчас идут боевые действия? Ей были привязаны гигантские земли Новороссии. Это было более унитарное государство. Речь шла о создании союза республик, в котором дается право выхода. В дальнейшем в союзе республики исчезали, сначала две, потом больше.
Когда обосновано экономически, не учитывая этнических соображений, считалось, что народы постепенно сливаются в один советский народ. Когда с учетом политических соображений перекраивались земли внутри автономии, в частности, это касалось Среднеазиатских республик, Кавказа, Грузии, это тоже создавало случаи слома всей системы.
Это все болевые, конфликтные точки. Некоторые из них возникли без Сталина и Ленина, потому что противоречия между армянами и азербайджанцами, а азербайджанцы — чуркская нация, могут восприниматься, как некая разновидность турков. Не Сталиным и не Лениным этот конфликт создан. До сих пор проблема Нагорного Карабаха так и остается.
Нужно добавить одну очень важную фразу: невозможно сложить такую большую конструкцию из разных народов и земель с разной историей идеально и оптимально так, чтобы даже во время существования конструкции проблема возникает, и межнациональные конфликты иной степени интенсивности. Они в советское время периодически возникали. Потом просто существовало мощное КПСС, которое все это сводило на "нет", и соответствующие репрессивные органы верхушку сажали в тюрьмы, и все прекращалось. Невозможно сложить идеальной конструкции.
Это мы видим сейчас на примере Евросоюза, где периодически при любом кризисе начинаются претензии народов друг к другу, иногда среди стран, а иногда отдельных народов. Так что Сталин и Ленин не создали разные народы на земле, а раскинули их так, что провести границы, удовлетворяющие всех, невозможно.
— Человечество беспрерывно ведет войны. Можно ли сказать, что если ранее войны были захватнические, религиозные, идеологические, то теперь им на смену пришли в большинстве своем войны по национальному признаку?
— Гражданские войны и войны по национальному признаку это совсем не одно и то же. В России была гражданская война, и это не была война по национальному признаку. Гражданская война в США — тоже не по национальному признаку. Это разные категории войн.
Войны происходят за территории и за то, что на них находится, всегда было так. А территория, это некое пространство, очерченное границей, а народы не вписываются в единожды данные границы. Нет такого, чтобы этот народ жил в очерченной территории тысячелетия. Одни размножаются, другие уменьшаются.
Нет ничего необычного в том, что сейчас происходит на территории Украины, это было всегда. Другое дело, кто в этом участвует, кто специально разжигает конфликт. Начиная с вооруженного конфликта, а потом стремится разжечь до масштаба войны. Такие разжигатели были во все времена.
— Вы согласны, что этнический момент становится более значимым, выходит на первый план?
— Поскольку вся территория земного шара уже разделена, нельзя переплыть океан, вырезать там индейцев, как сделали предки ныне посвященных, якобы самых демократичных и гуманных американцев — захватить земли и сказать — это наше. Они и сейчас бы это делали, только таких земель не осталось, ни для них, ни для других.
Каждая экспансия любого народа, любой нации, а нация чаще всего привязывается к стране, даже по названию, это столкновение народов. Ничего особенного не было.
В свое время религиозный фактор был очень силен, и были войны на чисто религиозной основе. До сих пор между протестантами и католиками в Ирландии, части Великобритании это существует. В чистом виде значение религиозного фактора для европейского пространства снизилось, для мусульман он по-прежнему силен. Внутри Европы на данном этапе более значима техническая окраска.
Читайте также:
Михаил Александров: Западные политики очень напоминают троцкистов
Проклятие Сталина настигло Россию
Андрей Коротаев: Разделенная по этническому признаку страна обречена на развал