Директор международных проектов Института национальной стратегии России, политолог Юрий Солозобов рассказал корреспонденту Pravda.Ru, почему такие организации, как ООН, не отвечают современным потребностям мира.
— Трагические события на Украине продолжаются уже полгода. Как вы считаете, ООН и ОБСЕ выполняют свои миротворческие функции, ведь назревает война в центре Европы?
— Это две разные организации. ООН — это результат Второй мировой войны, результат сан-франциских договоренностей, продолжения режима Ялты, когда великие державы, победительницы нацистской Германии, разделили мир и постановили, что члены ядерного клуба будут иметь больший суверенитет, станут членами совета безопасности, а все остальные будут подчиняться им.
Важно то, что решение Генеральной ассамблеи ООН имеет рекомендательный характер, а решение Совета Безопасности имеет обязующий характер, но Россия, как правопреемник СССР, член ядерного клуба и постоянный член Совета Безопасности, имеет право вето, и, самое главное, Россию никто не может никогда назвать агрессором, это огромный бонус.
Россия в свое время выходила из Совета Безопасности, покидала его заседания, но с тех пор российская и советская дипломатия получила жесткий урок. С распадом СССР, с изменением геополитической ситуации, когда нет держав-победительниц, а есть один гегемон США, и тот теряет свою силу, назрел разговор о реформе ООН, об изменении ее структуры или же замене ООН другой организацией.
В этой связи рассматривается концепт евразийской ООН, или азиатской ООН, где соберутся страны АЗС и Евразии, обладающие максимальным индустриальным потенциалом, демографическим потенциалом, обладающие процентом производства мирового потенциала. Такой проект обсуждается.
— Может, выступить с инициативой создания новой организации?
— В одиночку России не стоит принимать такие радикальные шаги. Если мы договоримся с нашими китайскими стратегическими партнерами, с которыми у нас намечается радикальное сближение, осуществим проект Евразийского экономического союза, превратим его в нормальный политический и валютный проект, тогда у нас будут силы, чтобы сместить вектор политики с Европы на Восток, но не раньше.
— Почему бездействует самый высокопоставленный международный чиновник — генсек ООН Пан Ги Мун? По Сирии он работал гораздо активнее. Эта фигура — действительно марионетка США?
— Это человек, который находится на острие консенсуса. Вы знаете, как муравьи тащат кусок сыра в муравейник? С одной стороны, не движется, там тысяча муравьев толкают его в разные стороны, а движется хаотичным, броуновским движением, то же самое. Я не хочу уподобить генсека ООН кусочку сыра. Но, наверное, такой физический характер имеет равнодействующая разных сил реальной политике современного мира.
— Недавно ООН все же признала, что число беженцев с Украины составляет десять тысяч человек. Почему тогда СБ не голосует за открытие гуманитарных коридоров, как предлагает РФ?
— Потому, что там есть представители США, представители прозападного лобби. Потому, что фактически сегодня ООН — это инструмент западной политики, обслуживающий мировую гегемонию США.
Россия может только внести какую-то яркую инициативу, Чуркин бьется там как последний рыцарь Ланселот. Фактически его заявления имеют пиаровский характер во многом, но не потому, что он хочет пиара, а потому, что у России нет другого способа достучаться до мирового сообщества, все СМИ блокированы.
— Какой, по-вашему, должна быть новая мировая организация?
— Новая мировая организация должна состоять при новом мировом экономическом порядке. Сейчас образуются зоны кластерной или региональной политики, или зоны региональной интеграции. Это не только наши, созданные недавно, Евразийский экономический союз, например. Это зона Миркасур, это зона АТЭС и Китай, это мировая фабрика.
Строятся региональные институты, и процесс региональной кластеризации не остановить. Он движется, и как только он устоится, тогда возникнет вопрос о фиксации нового расклада сил на мировой арене. И тут будет полезна идея евразийской или южно-азиатской ООН, где активные страны, обладающие наиболее значительными гуманитарными и производственными ресурсами, будут диктовать свою волю. И очень важно создать новый совет безопасности из реально существующих членов ядерного клуба.
Читайте также:
Людмила Василенко: Мы не умеем работать с мировым сообществом
Крым оформит новый мировой порядок