Главный научный сотрудник отдела Восточной Европы ИНИОН РАН, д. и.н., специалист по современной политике Польши Лариса Лыкошина рассказала корреспонденту Pravda.Ru о роли польских политиков в сегодняшних событиях на украинской земле.
— Сейчас на Западе для Украины активно предлагается "польская модель" развития экономики и демократии. Даже свой визит в Европу Обама начинает с Польши. Говорится о том, что польская экономика растет, несмотря на кризис. Пропагандирует этот путь и олигарх Тарута. Действительно ли польский путь так хорош? Каковы результаты польской шоковой терапии?
— Можно сказать, что Польша больше, чем другие страны преуспела, двигаясь по этому пути. Конечно, там есть проблемы: безработица, молодежь уезжает из страны, экономика зависима от иностранных инвестиций. Тем не менее, Польша, по сравнению с другими странами добилась достаточно больших успехов и получает самые большие суммы от ЕС. Никто столько не получает, сколько Польша, и использует достаточно эффективно.
Можно сказать, что Польша может привлекать своими успехами на данном этапе. Там много подводных каменей, которые потом могут проявиться, но сейчас польский путь достаточно привлекательный. И к тому же Польша имеет определенные виды на Украину. Для Польши Украина не просто одна из стран. Польша всегда позиционируется, как адвокат Украины на международной арене, Польша чрезвычайно заинтересована, чтобы Украина пошла по западному пути.
Не стоит об этом забывать, потому что в геополитический план Польши всегда входило стремление оторвать Украину от России, поскольку на Украине — ключ к решению многих европейских проблем. Недаром на Майдане были польские политики.
Была интересная ситуация, польский политический круг очень расколот, и идут серьезные политические баталии, но в украинском вопросе нашли возможность консенсуса. Вместе собирались, обсуждали проблемы Украины, выступали единым фронтом. И все говорили, что для поляков Украина — не просто одна из стран, которые граничат с Польшей.
Геополитическая судьба Польши, считают польские политики, зависит от того, по какому пути пойдет Украина. Если она пойдет по западному пути, усилится и путь Польши, если она будет тяготеть к России, то ослабнет Польша. Тут нельзя смотреть, не учитывая эти обстоятельства.
— Сейчас Польша находится на пороге рецессии из-за событий на Украине, пишут польские СМИ. Польша стала заложником собственной недальновидной политики?
— В некоторой степени да, потому что выиграть эту битву сходу не удалось, Украина погрузилась в политический хаос, гражданскую войну, а поляки, заварив эту кашу, отошли в сторону. Особого участия они не принимают в решении проблемы, которая сейчас на Украине разворачивается.
Не получилось одним ударом разрубить узел, и утащить Украину на Запад. Оказалось, что поляки в некой степени спровоцировали эту ситуацию на Украине.
— Известный польский политик Анджей Леппер писал, что хозяевами экономики Польши стали западные ТНК, и сильно обогатилась местная вороватая номенклатура. Что вы можете сказать о суверенитете Польши, кто там управляет?
— Суверенитет Польши, как любой страны ЕС, ограничен. ЕС предполагает, что часть своих полномочий, каждая из стран, входящая в ЕС, делегирует верховным органом ЕС. Точно в таком же положении и Польша.
Польская экономика, после того, как страна вступила в ЕС, не может развиваться самостоятельно, она должна прислушиваться к рекомендациям ЕС. И эти большие деньги Польша получает только, если выполняет все рекомендации ЕС. О полном суверенитете говорить не приходится, хотя поляки любят говорить, что они теперь суверенное, самостоятельное государство, что они освободились от влияния России.
Каждая страна ЕС не в полной мере суверенна, она отказывается от части своего суверенитета. Это предполагается по условиям игры.
— Недавний президент Польши Лех Качиньский был сторонником экономической независимости Польши, накладывая президентское вето, блокировал 18 раз законодательные поправки Сейма и предложения польского правительства по либерализации экономики Польши. Не потому ли он погиб под Смоленском?
— Я твердо уверенна, что Качиньский погиб в результате несчастного случая, в результате катастрофы. Я лично, не усматриваю никакого злого умысла ни с чьей стороны. Тем более, нужно вспомнить ситуацию того времени. У Качиньского был чрезвычайно низкий рейтинг, и он не давал оснований на то, что его переизберут еще раз, а ведь он погиб накануне выборов. Поэтому предполагать, что кто-то был в этом заинтересован — нет никаких оснований. А то, что он был евроскептиком, в этом сомнений нет.
Читайте также:
Анатолий Бажан: У Польши нет никакого суверенитета
Андрей Фурсов: США жаждут новых проблем для России
ЕС: союз союзом, а табачок врозь
The National Interest: Шесть ошибок Запада в отношении Украины