Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Гудименко в интервью Pravda.Ru призвал Россию политически и экономически надавить на Украину.
— Украина угрожает конфисковать имущество российских компаний под предлогом компенсаций за Крым. Предполагается, что Порошенко будет "за". Можно вспомнить, как они уже угрожали этим перед крымским референдумом. Возможно ли это юридически? Как Вы можете это прокомментировать?
— Вопрос спорный. Я не юрист и не знаю всей полноты международных законов. На мой взгляд, это будет нарушением каких-то законов. Прецеденты, которые приходят на память, национализации и конфискации иностранного имущества в каком-либо государстве — это коммунистическая революция в России, после которой большевики национализировали большинство предприятий, в том числе и иностранные.
Второй прецедент — конфискация активов немецких фирм во время Второй мировой войны в воюющих против Германии странах. В обоих случаях совершенно очевидно то, что конфискация иностранного имущества происходит либо в условиях революции и сопутствующего ей политического хаоса, либо в условиях войны.
Мы же не находимся с Украиной в состоянии войны, для мирного времени это радикальный, экстраординарный шаг, выходящий за рамки приличных политических институтов. Украина на это может пойти, потому что у власти там сейчас находятся радикально настроенные люди, и не просто радикально, но и крайне антироссийские. Я бы оценил вероятность такого решения украинских властей, как довольно большую.
— Как в этих условиях стоит действовать России?
— Размещение заказов, которые сейчас отдаются украинским фирмам в России, или в других странах - сложный и длительный процесс, это вопрос, как минимум, нескольких лет, нахождение связей, новых поставщиков, новых контрагентов. Это сложный и болезненный процесс, особенно это касается сотрудничества с украинскими предприятиями в оборонной сфере. В частности, известно, что украинские предприятия делают двигатели для российских вертолетов.
— Стоит ли вывозить специалистов, стратегические заводы? Как Россия должна действовать в ситуации нестабильности?
— Демонтаж заводов — очень сложный процесс. Я не исключаю такую возможность, но это не самый лучший выход. Я считаю, что российскому руководству нужно действовать более активно в отношениях с украинским, и более активно применять прессинг самого разного рода, в том числе экономический, политический, и даже военный.
Потому что складывается впечатление, что нормального языка украинское правительство просто не понимает, они понимают только язык силы. У меня сложилось такое впечатление, что там находятся люди практически уже за гранью нормальности.
Буквально вчера было отменено решение о перекрытии газа. И они воспринимают это, как некое поощрение к дальнейшим агрессивным действиям. Поощрения украинского руководства такого рода будет их стимулировать к еще более наглым, вызывающим действиям.
— Стоит у Запада поучиться?
— Да. Весь трагизм ситуации заключается в том, в плане экономического сотрудничества, если не считать газовой сферы, мы зависим от Украины больше, чем она от нас. И тут очень непродуктивно разделять экономику и политику. У нас сложилось мнение, что нельзя смешивать политику с экономикой. Я не разделяю такого подхода. Если политически давить сильно на украинское руководство, то тогда и в экономической сфере будут сразу заметны значительные изменения.
Читайте также:
Украинская хунта — пародия на Третий рейх
Киев, сколько газа вешать в граммах?
Как ДНР строит свою государственность
The National Interest: Шесть ошибок Запада в отношении Украины